Консультация „Волонтёры-дошкольники“Одним из основных принципов дошкольного образования, являющихся основой Федерального государственного образовательного стандарта, является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициативный ребёнок должен уметь реализовывать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, разумной свободы предоставляемой воспитаннику, самостоятельности, а также широты его ориентировки в окружающем мире.
Сегодняшняя жизнь стремительна. Любому человеку, даже ребенку за короткий промежуток времени нужно успеть многое: многому научиться, многое познать, найти занятие по душе.
Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общечеловеческих ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Становление активной гражданской позиции человека представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.
Возникновение опыта связано с тем, что несмотря на планомерную системную работу по нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников, в большинстве случаев дети усваивают положительные нравственные установки и правила, но редко принимают для себя роль активных участников событий.
Сейчас перед нами, взрослыми, поставлена задача воспитания совершенно нового поколения: активного, креативного, любознательного, умеющего аргументировано отстаивать свою точку зрения, легко налаживать взаимодействие с незнакомыми и малознакомыми людьми. В настоящее время ключевой компетенцией является способность человека к деятельностной модели реализации своих возможностей, наличие у него основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему взрослыми. Ведущей целью становится формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
В XXI веке развитие волонтёрского движения набирает силу во всем мире. Особое внимание привлечено к добровольчеству как форме вовлечения молодых людей в социальную практику, развитие ее созидательной активности, возможности реализации своего потенциала, активно включиться в социальные процессы, обрести цель в жизни, вселить уверенность в себе, в свое будущее.
Приобщение дошкольников к волонтерскому движению позволяет еще до школы привить ребенку все эти важные качества, способствующие формированию активной гражданской позиции будущего школьника.
Дети – волонтеры – это активная форма общения в детской среде – от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности. Участие в волонтерской деятельности создает условия для максимальной реализации потенциала ребенка. Оно несет в себе как развивающий, так и коррекционный потенциал.