​Речевое развитие дошкольников в музыкальной деятельности

Блог музыкального руководителя Цвиркун Г.М.

​Речевое развитие дошкольников в музыкальной деятельности

Речевое развитие дошкольников в музыкальной деятельности

Сочетание работы над речью дошкольников в процессе музыкальной деятельности является актуальной задачей. Дошкольный возраст максимально благоприятен для активного усвоения ребенком речи и важной является интеграция речевой и музыкальной деятельности.

Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука и способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни.

В таком виде музыкальной деятельности как пение, работа над речью дошкольника проходит наиболее продуктивно. В процессе выполнения певческих упражнений развивается дыхание, формируется чувство ритма и темпа речи, развивается слух и голос, улучшается дикция. Пение помогает корректировать недостатки речи (невнятное произношение, проглатывание окончаний слов), развивает силу воздушной струи, способствуя правильному речевому дыханию. Через него решаются многие речевые проблемы, в частности, заикание.

Обучение пению включает в себя работу над правильным дыханием, дикцией и постановкой голоса и решает такие задачи:

–совершенствование голосового аппарата улучшает речь дошкольника;

–выразительное исполнение формирует выразительную речь ребенка;

–сольное пение закладывает основу монологической речи.

В своей практике я использую следующие приемы развития голосового аппарата:

– пение любой короткой потешки на высоком звучании (например, «Сорока, сорока, где была? — Далёко»);

–«Едем на машине»: вибрация губами звука укрепляет мышцы губ, что способствует четкости произношения. Предлагаю детям с помощью голоса изобразить езду на автомобиле с «поворотами» направо, налево, езду на маленьком, на большом автомобиле;

–пропевание знакомых песен на слоги жу, ква, му, кря и др.;

–пение разученных песен с закрытым ртом: внутреннее пение вырабатывает подвижность голоса;

–«Испорченный телевизор» — изображение есть, а звука нет.

Для правильного формирования речевого аппарата необходимо проведение артикуляционной гимнастики. Очень полезны следующие упражнения:

–Губы вытянуть, растянуть, покривляться...(«лягушка»-улыбнуться, «слоненок» -с напряжением вытянуть губы трубочкой)

–«Окошко». Широко открыть рот — «открыть окошко», закрыть рот — «закрыть окошко»)

–«Часы» — рот открыт, кончик языка переводить из одной стороны в другую.

–«Конфетка» — рот закрыт, губы сомкнуты — водить языком по внутренней стороне щеки (покатать конфетку справа, слева)

–«Почистим зубки» — приоткрыть рот, кончиком языка «почистить» нижние зубы сначала с внутренней стороны, затем с внешней. Так же «почистить» верхние зубки.

–«Чей язычок длиннее» — вытянуть язычок как можно дальше, пытаться достать им до носа, подбородка, внешней стороны щек.

–«Скачки». Имитируем язычком скачки на лошадке: рот то широко открывается, то слегка приоткрыт.

При пении и общении важно привить детям умение пользоваться своим дыханием. Для достижения этой цели провожу игры на развитие дыхания:

–«Ежик». Дети складывают пальцы в замок и выпрямляют по одному на одном дыхании: «Сидит ёжик у елки, сосчитай его иголки- раз иголка, два иголка… и т.д. на сколько хватит дыхания.

–«Шарики» Руки положить на пояс, сделать вдох носом, одновременно надуть живот, выдохнуть носом, живот втянуть.

–«Мыльный пузырь» — Стоя друг напротив друга, «выдуть из соломинки» воздушный пузырь и передать его своему партнеру.

–«Цветок». Сделать вдох носом — «понюхать цветок», задержать дыхание, плавно выдохнуть ртом через маленькую щелку («подуть на цветок»)

–«Пыльца» — сделать короткий вдох, задержать дыхание, затем сделать легкий короткий выдох — «сдуть с цветка пыльцу».

Фонопедические упражнения.

–«Ниточки» — тянуть «тоненькую ниточку» — пропевая звук в высоком регистре « у-у-у», тянуть «ниточку потолще» — пропевать звук в среднем регистре- «а-а-а», тянуть «толстую ниточку» — пропевать звук в низком регистре «о- о- о».

–«Полетели на луну»: глиссандо гласными звуками вверх и вниз: сделать вдох и петь на глиссандо снизу вверх («ракета мчится ввысь»); движение ракеты показываем рукой.

–«Звездное небо»: посчитать звезды в высоком регистре на звуки «а», «и» разной высоты (выше-ниже)

–«Возвращаемся на Землю»: сделать вдох и петь на глиссандо сверху вниз звук «у», движение ракеты показывать рукой.

–«Маляр». Дети голосом «красят забор» и водят рукой вверх-вниз, и вместе с рукой изменяется их голос, он звучит то высоко, то низко.

Представленные методы и приёмы я использую дозированно (примерно 5 минут) на каждом музыкальном занятии, которые проходят в игровой форме. Игра — ведущая и естественная деятельность, в процессе которой ребенок меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него держится дольше, чем в специальных обучающих упражнениях. Занятия с использованием данных игр, упражнений очень нравятся детям, способствуют развитию речи дошкольников

16:36
418
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!