Warning: session_start(): open(/home/220ds/tmp//sess_49m9njodp5gjf3p5u4ahevbckm, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /www/sites/220ds.ru/system/core/user.php on line 464

Warning: session_start(): Failed to read session data: files (path: /home/220ds/tmp/) in /www/sites/220ds.ru/system/core/user.php on line 464
Блог учителя-логопеда Ефремовой Л.В. — Детский сад №220 ОАО РЖД
Рейтинг: 7
Создана 7 лет назад
Владелец Ирина Бакирова

Стена группы

Загрузка...

Дети подготовительной группы 6 познакомились с историей некоторых деревянных домов Иркутска. Вот такой получился ролик. Спасибо родителям Германа, Кати, Матвея, Насти, Даши Ш., Даши А., Лизы, Максима за оказанную помощь в изготовлении макетов домов с резными окнами и заучивании стихотворения. https://cloud.mail.ru/public/tn8p/AgXu4BfgM

— Вы знали, что книги можно не только читать, но и слушать? И картинки в книгах могут быть говорящими? В кабинете учителя-логопеда есть интересное пособие «Говорящая ручка», с помощью которой дети могут не только слушать сказки, но и отвечать на вопросы, а так же озвучивать картинки. Сегодня русские народные сказки слушали: 

Даша К https://cloud.mail.ru/public/HbV6/Tzd2FUuDD

Соня З. https://cloud.mail.ru/public/JCVs/bTowp6aWy

Ксюша Р. https://cloud.mail.ru/public/5oUL/RYFbvyBh7

Степа Т.https://cloud.mail.ru/public/NyTZ/D72uRj9qD

    Памятка для родителей по выполнению с детьми звуко-буквенного анализа слова

В старшем дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с буквами, овладевают навыком чтения. Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, родителям следует помнить, что:

Слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных букв (звуков), например: ма-ли-на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласных звука.

Слова состоят из звуков.

Звук — то, что мы слышим и произносим.

Буква — то, что пишем и читаем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО), если находятся: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я — А. Ю — У, Е — Э, Ё — О (берёза, мяч). Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р

Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.

Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ.

Остальные согласные звуки образуют пары:

Б В Г Д Ж З — ЗВОНКИЕ

П Ф К Т Ш С — ГЛУХИЕ

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;

всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.

Предлагаю родителям речевые упражнения по лексическим темам «Зима», «Зимние виды спорта», «Зимние забавы» для расширения активного словарного запаса детей, развитию грамматических категорий и развитию способности к словообразованию и словоизменению.

 Дидактическая игра “Скажи, какой”

Зима (какая?) — белая, вьюжная, холодная, суровая, снежная, морозная...

Лед (какой?) — холодный, прозрачный, скользкий, гладкий, зеркальный, бугристый, темный, голубой, тонкий, толстый, прочный, ломкий, твердый, хрупкий…

Погода (какая?) — холодная, морозная, вьюжная, ветреная, студеная, снежная, зимняя…

Снежинка (какая?) — маленькая, легкая, нежная, пушистая, белая, холодная, ломкая, хрупкая, узорчатая, лучистая, игольчатая, кружевная, резная…

Иней (какой?) — серебристый, белый, колкий, колючий, острый…

Ветер (какой?) — колючий, порывистый, сильный, ураганный, холодный, злой…

Метель (какая?) -…

Снег (какой?) — …

День (какой?) — …

Какое слово не подходит?

мороз, морозный, моросит, заморозил.

Упражнение «До — между — после».
Какой месяц перед январем?

Какой месяц после января?
Какой месяц между февралем и декабрем? И т.д.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Мороз – морозец. (Снеговик, ветер, зима, лёд, метель, солнце, снежинка, холод, холодный, студеный, теплый)

Дидактическая игра «Посчитай до 5»

Один снежок, два снежка, …, пять …

Одна морозная ночь, две морозные ночи, …, пять ….

Одна теплая варежка, две теплые варежки, …, пять….

Дидактическая игра «Из чего — какой?»
Горка из снега (какая?) — снежная.

Дорожка изо льда (какая?) — ...
Погода с морозом (какая?) — …

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Летом дни жаркие, а зимой — холодные. Летом небо светлое, а зимой — ...
Летом день длинный, а зимой — … Летом солнце светит ярко, а зимой — ...
Весной лед на реке тонкий, а зимой — … Снег мягкий, а лед… — ...
Одни сосульки длинные, а другие — ...

Дидактическая игра «Скажи по-другому»

Холод – мороз, стужа Холодный – морозный, ледяной, студеный

Метель – вьюга, буран, пурга

Быстрый – проворный, резвый

Смелый– храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный

Выучить стихотворение наизусть:

«Дело было в январе» А. Барто
Дело было в январе,
Стояла ёлка на горе,
А возле этой ёлки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз,
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперёд
И прыгнули на ёлку.
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на ёлке и молчат —
Обманули волка.
Дело было в январе, —
Подумал он, что на горе
Украшенная ёлка.

Тема: Зимние виды спорта.

Дидактическая игра «Один – много»

один конькобежец – много …

один фигурист – много …

один саночник – саночников…

одна новая клюшка – …

один хоккеист – много …

одна пара коньков – много пар…

один спортсмен – горнолыжник –….

один спортсмен – много …

один спортивный комплекс – …

Упражнение «Почему так назван?»

Конькобежец — потому что бегает на коньках,
саночник — …

лыжник — …

сноубордист — …

хоккеист — …

фигурист — ...

Упражнение «Кому что нужно?»

Лыжи нужны… (лыжнику)

клюшка нужна — …

коньки нужны — …

санки нужны — …

сноуборд нужен — …

шайба нужна — ...

Дидактическая игра «Посчитай до 5»

одна шайба – две …, пять … одна пара лыж – две …, пять …

один хоккеист – два…, пять … один фигурист – два …, пять …

одна клюшка – две …, пять … одна золотая медаль – две…, пять …

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Вдох—выдох

подъем—спуск

польза—вред

сильный—слабый

смелый—робкий

быстрый—медленный

трудно—легко

высоко—низко

плохо—хорошо

побеждать—проигрывать

спускаться—подниматься

Упражнение «Что делают спортсмены?

саночник (катается на санках);

лыжник (катается на лыжах);

хоккеист (играет в хоккей);

фигурист (занимается фигурным катанием)

сноубордист (катается на сноуборде)

Тема: Зимние забавы

Дидактическая игра «Один — много»

один сугроб — много сугробов одна снежинка — много снежинок
одна сосулька — много сосулек одна лыжа — много лыж
одни санки — много санок одна гора – много гор

Дидактическая игра «Посчитай до 5»

Одна высокая гора, две высокие горы, …, пять …

Одна пара новых коньков, две …, …, пять… .

Один крепкий снежок, два …,…, пять…

Один крутой спуск, два…, …, пять … .

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

высокая гора – низкая гора лед колкий, а снег …

пологий спуск – крутой лед в ноябре еще тонкий, а январе уже…

новые коньки — … тонкий лед хрупкий, а толстый …

большой каток — … лед бугристый -…

Дидактическая игра «Что лишнее?»

коньки, сани, лыжи, роликовые коньки;

зима, весна, декабрь, лето;

лед, снег, дождь, иней.

Подберите нужное слово.

катаемся на …(санках, лыжах, коньках)

лепим …(снеговика, снежную бабу)

спускаемся с …(горы)

поднимаемся на …(горку, фуникулере)

скользим по …(льду)

играем в …(снежки)

На этой неделе дети подготовительных групп №4 и №6 с помощью Говорящей ручки знакомились с предметами, которые нужны в работе учителя-логопеда. 

https://cloud.mail.ru/public/KEoh/bvyqGnBp6

5 месяцев назад (отредактировано)
#

Остался олин осенний месяц, поэтому можно подводить итоги развивающей речевой работы с детьми по темам «Осень», «Овощи, фрукты и ягоды», «Птицы». Речевую работу проводили не только учитель-логопед и воспитатели групп №4 и №6, но и прежде всего родители, которые имеют возможность проводить со своими детьми больше времени, устраивать совместные прогулки, беседовать и понимают важность речевого развития ребенка. 

Предлагаю речевые упражнения по данным темам, которые могут использовать родители дома для развития речи ребенка.

Лексическая тема «Осень»

Дети старшего дошкольного возраста должны:                                                       

  • называть овощи, фрукты и ягоды (по памяти 8 – 10 названий овощей, столько же фруктов и ягод),
  • употреблять в самостоятельной речи обобщающие слова — «овощи», «фрукты», «птицы», «осень»,
  • знать названия осенних месяцев,
  • знать названия зимующих птиц (воробей, голубь, сорока, ворона), перелетных птиц(ласточка, утка, лебедь, грач, скворец) и характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина),
  • знать признаки ранней и поздней осени,
  • знать названия деревьев, произрастающих в нашей местности (береза, клен, тополь, рябина, ель, сосна, осина),
  • употреблять прилагательные, обозначающие форму, размер, цвет, запах и вкус овощей, фруктов,
  • образовывать относительные прилагательные от названий овощей и фруктов (томатный, овощной, яблочное, малиновое, гороховый, тыквенное (пюре),
  • правильно согласовывать существительные и словосочетания с числительными (один ароматный персик, два ароматных персика, три ароматных персика, четыре ароматных персика, 5 ароматных персиков),
  • употреблять сложноподчиненные предложения,
  • составлять небольшие описательные рассказы.

Упражнения:

«Четвертый лишний»

Яблоко, груша, картошка, лимон.

Морковь, слива, капуста, горох.

Ворона, ласточка, воробей, голубь.

Тополь, береза, сосна, рябина

«Подбери признак»

Яблоко (какое?) — ..., апельсин (какой?) — ..., морковь (какая?) — ..., помидор (какой?) — ..., персик ( какой?) — … .

Орел ( какой?) — ..., ласточка (какая?) — ...,

Осень (какая?) — ..., погода (какая?) — ..., рябина (какая?) — ..., деревья (какие?) -

«Образование относительных прилагательных»

сок из яблок — яблочный, повидло из яблок – яблочное, начинка для пирога из яблок — яблочная, пюре их тыквы – тыквенное, каша – тыквенная, компот из груш – грушевый, сок из винограда — виноградный и т.д.

«Посчитай»

Одно спелое яблоко, два спелых яблока, …, 5 спелых яблок. (посчитайте огурцы, груши, помидоры, луковицы, морковь, кабачки)

Один кленовый лист, два кленовых (березовых) листа, …, пять кленовых листьев (посчитайте грибы, березы, тучи, лужи…)

Одна синица, две синицы, …, пять синиц (посчитайте воробьев, голубей, ворон, сорок)

«Назови ласково»

Слива – сливка, абрикос – абрикосик, яблоко — ..., помидор — … и т.д.

кукушка — кукушечка журавль — журавлик

воробей — воробышек, воробьишко птица — птичка

сова — совушка соловей — соловушка

лебедь — лебедушка гнездо— гнездышко

крыло — крылышко пестрый — пестренький

быстрый — быстренький шустрый — шустренький

«Большой — маленький»

Лист — листочек.

(гриб, птица, ветер, солнце, трава, дождь, дерево, сапоги, зонт, туча, облако, лужа, холод, цветок)

«Один-много»

Один апельсин — много апельсинов, одна груша — много груш, один помидор — ..., одно яблоко — ..., одна слива — ..., одна морковь — ..., и т.д…

«Один — много» (словоизменение)

Ветер дует, а ветры дуют

Птица улетает, а птицы …

Лист желтеет, а …

Дождь моросит, а …

Цветок увядает, а ..

Холод наступает, а …

Лист падает, а …

Урожай созревает, а …

«Закончи предложение» (Учим ребёнка употреблять падежные формы существительного).

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного… (яблока). Мы съели все… (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной… (груши). Мы съели все… (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной… (сливы). Мы съели все… (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной… (вишни). Мы съели все… (вишни).

«Назови варенье" (Учим ребёнка образовывать относительные прилагательные).

Варенье сварили из яблок, оно будет называться… Варенье сварили из груш, оно будет называться… Варенье сварили из персиков, оно будет называться… Варенье сварили из вишни, оно будет называться… Варенье сварили из слив, оно будет называться… И т. д.

«Какие будут фрукты?» (Учим ребёнка образовывать отглагольные прилагательные).

— Если фрукты или овощи сварить, то они будут — вареные. — Если фрукты или овощи заморозить, то они станут… — Если яблоки запечь, тогда они получатся… — Если груши или морковь посушить, тогда они станут ...

«Закончи предложение» (употребление сложноподчиненных предложений)

Мама собрала в саду смородину, чтобы… Мама помыла груши, чтобы… Мама купила в магазине сливы, чтобы…

Мама порезала морковь, чтобы...

Мама помыла огурцы и помидоры…

Мама почистила картошку, чтобы… .

Мама купила в магазине яблоки, чтобы… .

«Скажи наоборот» (употребление антонимов)

ранняя — поздняя ясная — пасмурная веселая — унылая тусклый — яркий тихая — ветреная частый — редкий

дождливая — солнечная скучная — веселая скудный — щедрый вянуть — расцветать засыпать — просыпаться висеть — падать

«Осенние картинки» (образование относительных прилагательных)

День с солнцем — солнечный день. День с дождём — …

Лист берёзы — … Ствол ели — …

Голоса птиц — … Небо без облаков — …

День с ветром — ...

«Скажи наоборот»

Назовите слова, противоположные по значению.

прилет — отлет 

уничтожение — защита 

воздух — земля 

крик — молчание 

прямой — загнутый 

оседлые — кочующие 

перелетные — оседлые 

активный — пассивный 

мелодичный — хриплый 

улететь — прилететь 

залететь — вылететь 

поймать — выпустить 

петь — молчать 

покинуть — возвратиться

Упражнение «Чей? Чья? Чьи?»

(образо­вание притяжательных прилагательных).

След (чей?) -… Голова (чья?) -… Гнездо (Чье?) — ...

Лапы (чьи?) — … Хвост (чей?) — … Яйцо (Чье?) — …

Стая уток (чья?) утинаяСтая лебедей...

Стая журавлей… Стая гусей...

При встрече родители детей с нарушениями в речевом развитии спрашивают о причине задержки или отставании речи. Очень полезная статья «Родителям и педагогам» невролога, кандидата медицинских наук до Ю.А. Шишонина, в которой он рассказывает о самой распространенной причине задержки речевого развития детей, связанной с нарушением кровоснабжения головного мозга вследствие родовой травмы. Ссылка на статьюhttps://www.220ds.ru/articles/122-roditeljam-i-ped...

Логопедические занятия в старших группах №4 и №6 завершились в этом учебном году с очень положительной динамикой в развитии речи детей. Большое спасибо родителям за взаимодействие с учителем-логопедом, участие в коррекционном процессе и выполнение рекомендаций по закреплению поставленных звуков! Спасибо за обратную связь и теплые слова.

016c3028.png

Изображение

Дети старшей группы №6 (22 ребенка) озвучили аудиосказку А.С.Пушкина «Сказка о Золотом петушке». https://cloud.mail.ru/public/bwEU/QQvv3scJn

Логопедическая работа по исправлению звукопроизношения у детей

     К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч), сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи ребенка. 

      Часто родители логопеду задают вопрос: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка? Всегда отвечаю: у логопеда нет волшебной таблетки или ребенок не проходит у логопеда курс из 10 сеансов. У каждого ребенка индивидуально. Результаты работы зависят от многих факторов:

степени нарушения звукопроизношения, количества нарушенных групп звуков, особенностей развития внимания, памяти, фонематического восприятия самого ребенка, регулярности занятий, степени мотивации самого ребенка говорить правильно, развития самоконтроля ребенка за своей речью,заинтересованности родителей в процессе работы над звукопроизношением.

1.Индивидуальные, возрастные и психологические особенности ребенка. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям. Также эффективность коррекционной работы зависит от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций. В случаях аномалий органов, участвующих в артикуляции (язык, нёбо, зубы, челюсть), также требуется время для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков;

2. Регулярность посещения занятий ребенком. Логопед старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то есть на них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;

3. Участие родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем;

4. Степень сложности дефекта, речевой диагноз. Чем больше групп звуков у ребенка нарушено, тем больше времени потребуется для коррекции. Кроме этого работу могут усложнить нарушения в строении артикуляционного аппарата (неправильный прикус, отсутствии зубного ряда, укороченная подъязычная связка и т.д.)

Логопедическая работа над звуком осуществляется поэтапно:

1. Подготовительный этап

Задачами данного этапа являются: развитие умения ребенком узнавать и отличать нарушенный звук на слух; формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ), необходимой для правильного произношения того или иного звука или группы звуков. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции (языка, губ мягкого нёба, зубов и т.д.), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесения звук [р] требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъёма языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперёд и т.д. Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щёк, на выработку воздушной струи, правильного дыхания. На данном этапе выполняются артикуляционные упражнения. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ребенку каждый день перед зеркалом. Ребенок посещает занятия с логопедом 2 раза в неделю, поэтому остальные дни родителям нужно организовывать выполнение упражнений с ребенком дома.

2. Этап постановки звука

Поставить ребенку правильный изолированный звук логопед может с помощью подражания, показа правильной артикуляции или механического воздействия. Например, зачастую вызвать правильный звук Р достаточно трудно. Практика показывает, что вызвать этот звук при помощи подражания удается редко. Обычно постановке звука Р предшествует долгая работа по подготовке артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка. Поэтому родителям и ребенку надо запастись терпением.

3. Этап автоматизации (закрепления) звука

После постановки звука, когда ребенку удалось звук произнести правильно изолированно (не в слове), начинается длительный этап автоматизации (закрепления) звука в речи. Этап автоматизации проходит в строго определенной последовательности: сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах, предложениях, чистоговорках и в связных высказываниях. Ребенок не начнет произносить сразу звук Р в самостоятельной речи пока не научиться говорить слова с этим звуком. На этапе автоматизации (включения в речь) звука занятия родителей с детьми по заданию логопеда крайне необходимы. Их следует проводить ежедневно или через день около 15 мин. На этом этапе логопед в домашних заданиях рекомендует родителям с ребенком называть картинки, повторять слова, использовать речевые игры.

4. Этап дифференциации

Иногда дети не отличают новый поставленный звук от некоторых сходных с ним звуков и путают (вместо «сушка» — «шушка», вместо «Саша» — «Шаша»). Поэтому требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации, чтобы ребенок мог определять, какой звук в слове нужно произносить. Для дифференциации звука используется прием сравнения двух артикуляционных укладов и установления их различия. Проводятся занятия по дифференциации звуков с использование доступного детям игрового материала. Подбираются картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т.д. Благодаря речевым упражнениям дети начинают быстрее и лучше улавливать разницу между звуками. Затем переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.

На всех этапах обучения звукопроизношению используются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений; чтение и заучивание стихов, потешек, чистоговорок, пересказы и составление коротких рассказов. 

Консультация учителя-логопеда «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с буквами»

Сегодня уже стало нормой, что ребенок, поступающий в школу, знает буквы и умеет читать. У многих родителей возникает вопрос: когда лучше всего начинать знакомство с алфавитом? Оптимальным для обучения буквам возраст 4 – 5 лет, когда ребенок психологически готов обучаться. Знакомство с алфавитом – достаточно трудное дело для дошколят, поэтому работа ведется постепенно, от простого к сложному. Не надо требовать от ребенка механического запоминания сразу всего алфавита. На каждом занятии нужно осмысленно отрабатывать одну букву, закреплять предыдущий материал и осваивать новый. Перед началом обучения взрослый должен сам научиться правильно называть буквы звуками: четко и ударно согласные (б, но не “бэ”, м, р, с, но не “эм, эр, эс”). Гласные нужно научить ребенка произносить протяжно, например, а – а- а. Можно начинать составлять слоги, когда появится необходимый запас букв (ба, ма, па, да). Покажите ребенку, как происходит слияние двух букв. Ребенок не должен просто называть буквы слога, он должен их слитно читать. Рекомендуется знакомить с буквами и звуками в том порядке, в котором они формируются в онтогенезе. В первую очередь, это гласные звуки а, о, у, ы, э и согласные. Гласные буквы я, е, ё, ю состоят из двух звуков, поэтому изучаются в более старшем возрасте. Нужно помнить, что процесс знакомства со звуками и буквами должен проходить в игровой форме и не быть утомительным для ребенка. Предлагаю родителям при организации занятий использовать презентации «Азбука для малышей» 1 и 2 часть. «Азбука для малышей» 1 часть — cloud.mail.ru/public/CLjG/koSGKHTif

«Азбука для малышей» 2 часть — cloud.mail.ru/public/58f2/UUghDkhfW

А так же рекомендую родителям при знакомстве с гласными буквами использовать интересные задания «Экологической азбуки». https://cloud.mail.ru/public/Zgju/MvY17R5Y7

Постановка звука «Р»

Для произношения звука «Р» необходимо тренировать умение ребенком удерживать язык за верхними зубами (многие дети не могут на начальном этапе поднять язык за верхние зубы). В данных видеороликах показаны основные артикуляционные упражнения, с помощью которых тренируется верхний подъем языка.

После этапа подготовки артикуляционного аппарата, когда язык ребенка достаточно сильный, крепкий и может удержаться за верхними зубками, вызываем вибрацию кончика языка. В данном фрагменте показан данный этап работы над звуком. cloud.mail.ru/public/rvDX/R6zbKQY3p

Закрепляем изолированное произношение звука через звукоподражание «Тигр рычит», «Моторчик» cloud.mail.ru/public/AqN5/q5eJcMDWo

Постепенно вводим звук «Р» в слоги: РА, РО, РУ, РЫ. Используем упражнение «Заводим моторчик» https://cloud.mail.ru/public/mL44/pypLPMWvD

В дальнейшем закрепляем звук в словах. Речевая игра «Кто больше знает слов со звуком „Р“ https://cloud.mail.ru/public/HbrZ/tMP5c8mhh

Очень важно научить ребенка слышать звук и определять позицию в слове. Звук „Р“ в слове ребенок может произносить в начале, середине и в конце слова. https://cloud.mail.ru/public/NyTZ/D72uRj9qD

Консультация «Исправляем зеркальное написание ребенком букв»

У большинства детей, в возрасте 5-7 лет часто наблюдается написание букв или цифр в неправильном направлении. В этом возрасте наличие зеркальности проявляется особенно отчетливо, потому что ребенок начинает много писать, готовясь к школе.

Причины возникновения зеркального письма

Причина таких отклонений – ведущее полушарие ребенка. Как правило, до семилетнего возраста более активно правое полушарие мозга. В этом случае восприятие пространства происходит справа налево, отчего и происходит путаница. К моменту начала школьного периода обычно у детей левое полушарие выходит на первый план, при котором сканирование пространства становится, как полагается, слева направо. Так что, если вашему ребенку еще нет семи лет, не стоит заранее беспокоиться за его стремление переворачивать буквы. «Незрелый» ребёнок воспринимает букву не как символ, обозначающий определенный звук, а как рисунок. И ему всё равно, в какую сторону писать буквы «К», «С», «Э», «Я», или цифры «4», «6», «9». Все, что вы можете сейчас делать – просто показывать ребенку, как писать правильно. Мягко исправляйте его, обращая внимание, что будет правильнее, если он напишет буквы по-другому.

Чаще всего зеркальное письмо свойственно истинным левшам или детям, которые родились левшами, но сразу были приучены или переучены все делать правой рукой.

Зеркальное письмо свойственно также детям с недостаточным развитием пространственно-временных представлений. Взрослые должны знать, что развитие пространственно-временных представлений — залог будущего грамотного письма.

Как можно корректировать привычку к зеркальному письму?

В русском языке из-за свойств зеркальности 23 буквы вызывают у детей затруднение:

• Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, ь, ъ – пишутся справа.
• З, Л, У, Ч, Э, Я – пишутся слева.

Работа над зеркальностью должна быть комплексная и систематическая. Это не решается за один день или за один месяц. Начните с того, что определитесь, какие именно буквы и цифры ребенок пишет зеркально.Повесьте правильный графический образ буквы и цифры над столом (вертикальное восприятие), приклейте на самом столе (горизонтальное восприятие), прикрепите на полу (восприятие сверху-вниз).

Проговаривайте, из чего состоит буква (цифра): сколько палочек, какие они — длинные, короткие, сколько кружочков, куда смотрит кружочек, где он расположен — вверху, внизу.

Распечатайте из интернета или купите прописи цифр, букв (желательно крупный формат и где есть стрелочки как писать).

Перед тем как начать писать — пусть ребенок пальцем напишет букву или цифру на столе. А еще лучше — если и проговорит графический образ.

И пусть ребенок при Вас медленно обводит буквы. Останавливайте неправильные. Берите его руку в свою и обводите вместе. После того как обвел минимум 10 букв по точкам еще столько же напишет сам! Имейте ввиду, что почти все палочки пишутся сверху-вниз. Чаще все дети с зеркальным письмом рисуют палочки снизу вверх.

Избегайте упражнений на выбор правильно написанной буквы! Их часто можно встретить в пособиях. Эти задания хороши для детей, не имеющих проблемы с зеркальностью.

Перед глазами у Вашего ребенка должен быть только один правильно написанный вариант буквы или цифры. Иначе правильный образ так и не закрепится в сознании.

Пусть ребенок продолжительное время (от нескольких недель до нескольких месяцев) носит на левой руке «браслетик», который будет для него ориентиром: где браслет — там лево. Браслетом может быть резиночка, цепочка, часы. Но снимать его нельзя ни ночью, ни днем.

Определите некий постоянный ориентир для ребенка дома. Например, в его комнате. Ориентируйтесь примерно так: если ты сидишь за столом, то там где окно — там лево, значит с другой стороны — право. Повторяйте это часто. Рано или поздно это усваивается. Иногда дети, сидя в другом месте, представляют себя дома за столом и вспоминают, где право, где лево, куда они писали палочку, кружочек.

Несколько дней лепите букву (цифру) из пластилина, мягкой проволоки, конструируйте из счетных палочек, макарон, веревочек, веточек, рисуйте на песке, манке.

— рисуйте на спине ребенка пальцем эту букву, а ребенок пусть рисует ее на Вашей спине (как вариант — на ладони, на столе)

— купите мягкие пазлы с буквами (цифрами) и вытащите из него сами буквы (цифры). Они очень удобны для ощупывания с закрытыми глазами. Здесь включаются другие каналы восприятия.

— попробуйте изобразить изучаемую букву с помощью рук, ног, дополнительных атрибутов.

Вторым направлением должно стать ориентирование в пространстве и во времени: что видишь впереди, кто остался сзади; что растет справа, слева, между, позади; что раньше, позже; что произошло перед тем как..., а после того как...; кто за кем идет; что находится немного ближе или чуть дальше и т.п.?

Работайте над графическим образом — реконструируйте буквы (превращайте одну букву в другую, дорисовывайте палочки до букв и т.п.), пусть ребенок ищет буквы среди картинок, зачеркнутых-перечеркнутых-запутанных букв. Эти упражнения («найди букву») есть в Интернете или сами нарисуйте.

Учите искать букву в обычной жизни! На подъезде, в лифте, в заголовках, рекламе, номерах машины и т.д.

Работайте над ориентировкой ребенка на листе — где верх листа, где низ?

Показывайте сами — откуда начинать писать, читать.

Пусть ребенок пальцем показывает направление текста (слева-направо), где текст начинается, где заканчивается, откуда надо читать и писать, если строчка закончилась.

2 года назад (отредактировано)
#

Уважаемые родители. По ссылке откроются картинки для закрепления звука «Р» в словах.

 https://padlet.com/efremova_log/xmdl2lmq0eex8cak

← Предыдущая Следующая → 1 2
Показаны 1-15 из 28