Ребенок говорит плохо – это серьезно!

«Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво, чисто, ясно,-

Как люди говорят, —

Наш Саша таккорёжит,

Что сам понять не может:

Произнесет словечко -

И сам тому не рад!»

Сергей Михалков.

Увы, статистика свидетельствует, что таких мальчиков и девочек страдающих нарушением речи, год от года становится все больше.

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два- три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Не исправленная вовремя картавость, которая так умилительно звучит в устах двухлетнего карапуза, для первоклассника может обернуться серьезными трудностями при обучению их чтению и письму. Установлено, что одна треть учащихся с дефектами речи, является неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установленатесная связь. Если ребенок говорит «суби» (зубы), «уси» (уши), «мине» (мне), то он почти всегда так и пишет эти слова.

Наблюдения показывают, что у большинства старших дошкольников и школьников первых классов, обладающих недостатками речи, нет никаких серьезных речевых нарушений, у этих детей просто выработалась привычка нечистой речи, связанная с неправильным речевым воспитанием. Отсюда, необходимо сделать вывод, что очень важно вовремя исправить недостатки речи, что труднее это сделать впоследствии, когда они укоренятся. Особенное внимание воспитанию речи необходимо уделять, когда процесс ее развития происходит наиболее интенсивно, когда речь ребенка наиболее гибка и податлива. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладения правильным звукопроизношением.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни, когда, казалось бы, кроха еще ничего не понимает. С малышом нужно постоянно общаться. В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для будущего активного словотворчества. И позже, когда он подрастет и освоит элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если же взрослые мало говорят с ребенком, и их речь по большей части состоит из запрещений и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки его речи, то это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование речи ребенка, начиная с младенческого возраста. Своеобразным «обучением» являются речевые игры: игры в подражание – «ку-ку», «голоса животных» и т. п. Народная педагогика также дает блестящие образцы своеобразного обучения малыша речи.Потешки, песенки, прибаутки являются ценным материалом для восприятия и усвоения музыки родной речи. Особенно важно, чтобы ребенок раннего и младшего дошкольного возраста воспринимал образцы правильной речи, так какв этот период он с интересом прислушивается к каждому слову. А между тем, некоторые родители, часто разговаривают с ребенком лепетнойречью:

«Маленький, холёсенький, пойдем тпруа!». « Вове бо – бо» и т.п. К.Д. Ушинский справедливо считает эту подделку под детский язык совершенно неуместной, нередко тормозящей развитие ребенка.

Если малыш постоянно будет слышать грамотную речь взрослых, в конце концов, он сам научится правильно произносить слова и строить предложения. Обязательно смотрите на ребенка, когда он говорит с вами.Тем самым вы показываете, что обращаете на неговнимание и что его слова для вас не безразличны.Будьте хорошим слушателем, дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов в предложении, делайте это ненавязчиво и тактично.

Необходимо обращать внимание не только на свои слова, но и на интонацию, мимику, жесты, позу. Ваше лицо должно быть приветливо, улыбайтесь во время общения с ребенком.

Если родители видят, что малыш испытывает трудности в речи, не стоит надолго откладывать визит к специалисту. Логопед поможет ребенку сориентироваться в мире правильных звуков, поможет устранить «милую» для вас, но опасную для вашего ребенка картавость.

От всего сердца желаю вам успехов в воспитании ваших детей и радостного общения с ними.

Консультация подготовлена учителем – логопедом Ефремовой Людмилой Валерьевной

Нет комментариев. Ваш будет первым!