Фото для статьи:
Консультация учителя-логопеда "В гостях у шипящих звуков"

Консультация учителя-логопеда для родителей детей среднего дошкольного возраста «В гостях у шипящих звуков»

После проведенного обследования звукопроизношения детей среднего дошкольного возраста (группы №10, №5) определилась группа детей, у которых нарушено произношение шипящих звуков. К шипящим относят звуки: «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» и к 4 годам ребенок эти звуки должен говорить правильно.

Какие же трудности испытывает ребенок, сталкиваясь с этими звуками?

Очень показательным, с точки зрения логопедии, является рассказ Виктора Драгунского «Заколдованная буква» из цикла «Денискины рассказы».
Дети случайно заметили разницу в произношении слова шишки и пытались выяснить, кто из них прав. Дениска в спор не вступал, но по дороге домой долго размышлял о нем: «Я шел и домой и всё время думал: чего они так спорили, раз оба неправы? Ведь это очень простое слово?» В итоге он решил проверить свое умозаключение: «Я остановился на лестнице и внятно сказал: «Никакие не сыски и не хыхки, а коротко и ясно: Фыфки! Вот и всё!». В этом рассказе показано, какими звуками дети могут заменять в речи звук «Ш».

Послушайте, как ваш ребенок произносит это «простое» слово «шишки». Слушайте внимательно, а еще лучше, если вы приглядитесь к его речевому аппарату: губам, языку, щекам. Возможно, вы услышите и другие замены: «титки», «сиськи», «щищки».

Вы можете заметить, что кончик языка просовывается между резцами (межзубное произношение) и звук приобретает характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи. Еще более неприятный и необычный для слуха оттенок придает звуку «хлюпающее» произношение. Иногда, при этом можно заметить раздувание щек.
Существуют, как правило, две причины неправильного произношения звуков:

  • Выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка (неправильное строение челюстей и зубов, короткая подъязычная связка).
  • Недостаточная подвижность речевых органов (чаще всего речь идет о слабости мышц языка и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки). Родителям важно знать, что такие нарушения в произношении звуков не пройдут «с возрастом», а потребуют специальной логопедической помощи. За этой помощью лучше обратиться в возможно более ранние сроки.

А теперь рассмотрим те случаи, когда ребенок заменяет звук «Ш» более простыми по артикуляции звуками: «Ф», «Х», «С», «СЬ», «ШЬ», «Т».
Одной из частых причин таких замен являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи (то есть в их различении). Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков: ш – ф, ш — с, ш — сь, ш — х, ш — т.
Если ребенок не улавливает никакого различия в звучании «С» и «Ш», т.е. если эти звуки кажутся ему одинаковыми, то у него нет и стимула к совершенствованию своего звукопроизношения. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков. По состоянию же артикуляционных органов ребенок вполне мог бы в положенный срок овладеть правильным произношением звука. Эта форма трудностей в звукопроизношении коварна тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены, неизбежно начинают отражаться и на письме. Ребенок как говорит, так и пишет «сыски» вместо «шишки».

Необходимо любыми способами довести до сознания ребенка разницув звучании звуков. Легче всего это сделать путем отождествления речевых звуков со звуками окружающей природы. Например, звук [С] – свист вытекающей из крана воды, звук [Х] – греем замерзшие руки, звук [Ф]- воздух выходит из воздушного шарика, [Т] – стучат колеса вагона, звук [Ш] — шум листьев дерева во время сильного ветра или шипение змеи. В ходе игры взрослый достаточно громко произносит то звук [с], то [ш]. Каждый раз он спрашивает у ребенка: «Что это лес шумит или водичка из крана бежит?»

После того, как ребенок уловит различие в звучании заменяемого им в речи звука, нужно закрепить это навык путем специальных упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Упражнение «Фишечный диктант» Инструкция: «Я буду говорить слова. Если ты услышишь в слове звук [ш], то поставишь на стол фишку (положишь карандаш, пуговицу…). (В данном случае ребенок заменяет звук «Ш» на звук «С»). Взрослый последовательно произносит каждое слово, несколько выделяя при этом звуки «Ш» и «С». Примерные слова: шапка, шуба, сумка, стол, школа, шарф, сом, суп, стул, шаль, шляпа, сандалии, самолет, шаги, шахматы.

2. Упражнение «Собираем пуговки»Взрослый предлагает ребенку пуговки и объясняет, что он в специальный «звуковой сундучок» будет собирать слова со звуком «Ш». Взрослый называет слова, а ребенок опускает в сумочку пуговки. Упражнение проводится аналогично первому.

3. Упражнение «Хлопни в ладошки»Упражнение очень похоже на первое, но вместо фишек, ребенок хлопает в ладошки на заданный звук. Здесь выполнение задания происходит сразу. Взрослый либо хвалит малыша, либо просит быть внимательнее.

4. Упражнение «Мяч не трогать иль поймать – постарайся отгадать»Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если услышит в слове звук «Ш», либо прятать руки за спину, если звука не окажется. Когда ребенок поймает мяч, полезно проконтролировать сознательность его выбора и спросить, т.е. ребенок должен сказать, что он услышал в слове песенку леса (змеи).

Если же вы сами хотите поучаствовать в обучении своего ребенка правильному произношению звуков [ш] и [ж], то начните занятия с выполнения артикуляционных упражнений.

Артикуляционные упражнения, способствующие вызыванию звуков [ш] и [ж].

Упражнение «Чистим зубы». Откройте рот. Язык поднимите вверх. Кончик языка расположите под верхней губой. После чего сделайте языком круговые движения (по часовой стрелке). Чтобы ребенок контролировал передвижение языка, он может совершать аналогичные движения вокруг губ снаружи указательным пальцем.

Упражнение «Вкусное варенье». Откройте рот. Высуньте широкий язык. Оближите языком верхнюю и нижнюю губы по кругу.

Упражнение «Маляр». Откройте широко рот. Расположите язык вверху, упираясь в небо. Широким кончиком языка погладьте небо (движения вперед и назад). Язычок не должен высовываться изо рта. Челюсть должна оставаться неподвижной.

Упражнение «Грибок». Улыбнитесь так, чтобы были видны зубы. Поднимите язык вверх и «приклейте» его к небу. Язык похож на шляпку, а растянутая подъязычная связка – это «ножка грибка».

Упражнение «Чашечка». Широко откройте рот. Высуньте язык вперед и поднимите его вверх, приподняв широкие края в форме «чашечки».

Упражнение «Хоботок». Губя вытягиваем хоботком так, чтобы было видно зубы. Зубы при этом немного приоткрыты. Удерживаем губы в таком положении 5-10 сек.

Упражнение «Фокус». Высуньте язык. Поднимите язык вверх и расположите его на верхней губе в форме «чашечки» и выпускайте воздушную струю через эту чашечку. Положите на край носа кусочек ватки и подуйте. Ватка полетит вверх.

Затем покажите ребенку правильную артикуляцию звука «Ш». Для этого откройте рот. Вытяните губы немного вперед. Поднимите язык вверх к небу. Боковые края языка крепко прижмите к верхним коренным зубам. Получается чашечка. Резко выдохните струю воздуха. Будьте внимательны, чтобы воздух не проходил в бок через края языка. При правильном произнесении звука [ш] воздушная струя сильная, теплая, проходящая посередине языка. Поднеся тыльную сторону руки к губам, можно ощутить струю выдыхаемого воздуха.

Постановка звука [ж] проводится аналогично постановке звука [ш]. Отличие состоит в том, что при правильном произнесении звука [ж] связки сомкнуты, поэтому, если поднести руку тыльной стороной к шее, можно ощутить вибрацию.

После того, как у ребенка будет правильно получаться звук «Ш», нужно закрепить произношение в словах и предложениях.

Желаю Вам успехов!

Нет комментариев. Ваш будет первым!