Автоматизациязвуков: как скучное сделать интересным

Педагогизнают, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса.Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Этискучные взрослые слова обычно  вызывают у ребенка явное или скрытоесопротивление тому, чему его собираются научить. Откажитесь и от совсем «неВкусных» слов «давай заниматься». Замените их на заманчивое «Давай поиграем». 

     Логопедическиезанятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество ифантазию, учитесь играть с детьми,  используя для этого любой подходящиймомент. Многие  родители, начиная заниматься с детьми исправлением звукопроизношения, часто сталкиваются с тем, что задания, как правило, однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от егопостановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени иопределенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Игра  позволит вамсместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение болееувлекательных задач: «Придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основнаяцель занятий — правильное произнесение звука — должна сохраняться на протяжениивсей игры. 
     Предлагаю вам несколько удачных и часто используемыхигр со звуками.  
 «Загадки»
Для этой игры потребуются: шесть-семь картинок или игрушек, в названии которыхпрячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосомнужный звук. Затем опишите любую из них, после чего ребенок должен догадаться,о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколькораз, а затем предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные «ошибки»,наверняка повысят интерес ребенка к игре. 
 «Чего не стало?» 
Можно использовать те же картинки илиигрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назватьих, запомнить и закрыть глаза. Одну картинку (игрушку) нужно убрать. Ребенок,открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз,меняясь с ребенком ролями. 
 «Что изменилось?» 
Это один из вариантов предыдущей игры. Картинки можно менять местами, убирать их,переворачивать обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказатьобо всех изменениях. «Что лишнее?» Подберите картинки так, чтобы их можно былосгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которыхесть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснитьсвой выбор. Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь —корова — ворона — жираф — ракета. Из данной серии последовательно можно убратьракету, Потому что неживая, затем ворону — птица, потом корову — домашнееживотное, две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнитьмежду собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти иподробно описать черты двух сходных предметов. Можно научить ребенка видетьлишнее слово, выделяя место звука в слове, определял количество слогов, дажеотсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения. 
 «Слова вокруг нас» 
Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, вназвании которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забываяиногда ошибаться и давать ребенку  возможность заметить ошибку и исправитьее. Затем усложните игру — вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-тоопределенной теме, например: «Назови животных» в названии которых есть звук (р) (зебра, носорог,тигр, пантера, кенгуру, жираф), или 
 «Назови  слово со звуком[с]»  (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат,снежки, стужа, санки). В эту игру вы можете играть где угодно, используясвободную минуту: по пути в детский сад, в транспорте очереди, дома. Постепенноребенок начинает правильно  произносить закрепляемый звук не только вотдельных словах, но и во фразах. Игр для закрепления звуков во фразе оченьмного. Вот некоторые из них, особенно нравящиеся детям. 
 «Весёлые рифмовки» 
Игра учит ребенка рифмовать слова, т.е.подбирать их по звучанию. Во фразах для рифмовок должно быть как  можнобольше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначалас вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получатьсякороткие, забавные  стихи. Они легко запоминаются, и ребенок  охотнорасскажет их всем. На картинке у Кирилла (ребёнок продолжает начатую фразу)

Три зубастых Крокодила  или 

Очень Грустная горилла или

Кенгуру заговорила или


Черепаха суп варила.

 

Пуговицы от рубашки или

Фотография Аркашки.

Три усатых таракашки или

 

Ромашки на кармашке

У маленькой Наташки.

А в кармашке  у Наташки  

Разноцветные стекляшки.

«Найди ошибку» 
Эта игра учит ребенка обращать внимание на  смысл высказывания. Он долженнайти  смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений:«Пол стоит на столе,  «Дом  сторожит собаку», «Капуста ест козу».Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Ребенку доставляет удовольствиесознавать, что он не глупец и никогда не допустит, чтобы ему заморочили головуи поймали на чепухе. Попробуй придумать вместе с нимстихотворные варианты нелепиц. 

На бахче растут медузы. ;

В море плавают арбузы.

Расцвели на клумбе козы, 

На лугу пасутся розы.

«Расскажи и покажи»

 Предложитеребенку вместе с вами рассказать стихотворение, сопровождая текствыразительными движениями. 

Мухомор на тонкой ножке 
(Встаньте на одну ногу. Руки на поясе).
Вырос на лесной дорожке, 
(Поднимите руки вверх и в стороны). 
Ждет прихода грибников. 
(Поднесите руку ладонью вниз ко лбу и посмотрите вдаль, поворачиваясь слеванаправо).

Кто сорвать его готов? 

(Жест вопроса и удивления).

Знают грибники прекрасно:

(Ритмично погрозите пальцем).

Мухоморы есть опасно!

(Погладьте живот. Вытяни руки впередладонями от себя, как быотказываясь от чего-то). 
Фантазируйте, придумывайте жесты и движения вместе с ребенком, превратите этотпроцесс в увлекательную игру. 
Не забывайте про основную цель ваших занятий — правильное произношение звукаи контролируйте, напоминайте, исправляйте! 
Стремление правильно повторить нужное движение непроизвольно переносит внимание ребенка с произносительной стороны речи на собственно движение. И если ему удается качественно сочетать правильное произношение с нужным движением, значит он готов перейти на следующий, более высокий уровень автоматизации звука. Забавные стихи с движениями — это и речевая зарядка, и физкультминутка во время занятий, и веселая утренняя гимнастика, и просто забавная игра. В литературе можно найти много скороговорок, потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их на занятиях. Но не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку,дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость — от этого во многом зависит результат.

Нет комментариев. Ваш будет первым!