Психологическая готовность к школе.
Блог педагога-психолога
<span style=«font-size: 14pt; font-family: » times="" new="" roman",="" serif;="" background-image:="" initial;="" background-position:="" background-size:="" background-repeat:="" background-attachment:="" background-origin:="" background-clip:="" initial;"="">В продолжение разговора оготовности ребенка к школе. <o:p></o:p>
<span style=«font-size: 14pt; font-family: » times="" new="" roman",="" serif;="" background-image:="" initial;="" background-position:="" background-size:="" background-repeat:="" background-attachment:="" background-origin:="" background-clip:="" initial;"=""> <o:p> </o:p>
<span style=«font-size: 12pt; font-family: » times="" new="" roman",="" serif;="" background-image:="" initial;="" background-position:="" background-size:="" background-repeat:="" background-attachment:="" background-origin:="" background-clip:="" initial;"="">Так вот, чтобы было поменьше тревог и трудностей родителидолжны быть очень внимательны на переходе дошкольного и школьного возраста и неупускать
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"=""> возрастные особенности детей 6-7 лет<span style=«font-size: 12pt; font-family: » times="" new="" roman",="" serif;="" font-weight:="" bold;"="">Анатомо-физиологические особенности <o:p></o:p>
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Седьмой год жизни— продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, которыйначинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжаетсястановление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертываниеэтих образований создает психологические условия для появления новых линийи направлений развития. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">В шестилетнемвозрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличиваетсяв месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см. изменяются пропорции тела. В среднемрост 7-летних детей равен 113—122 см, среднийвес — 21—25 кг. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Области мозгасформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера.Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы.Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развиваетсякоординация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитиемтонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышенияинтеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">
<span style=«font-size: 12pt; font-family: » times="" new="" roman",="" serif;="" font-weight:="" bold;"="">Развитие личности <o:p></o:p>
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Изменения всознании характеризуются появлением так называемоговнутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а нетолько в наглядном плане. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Одним из важнейшихизменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представленияхо себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает кшести годам благоприятные условия дляразвития рефлексии — способностиосознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах,способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для моральногоразвития, и именно для последнего возраст шести-семи лет являетсясензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущийморальный облик человека и в то же время исключительно благоприятен дляпедагогических воздействий. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif;letter-spacing:="" -.1pt"="">В процессе усвоения нравственных норм формируются сочув
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">ствие,заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденцияпреобладания общественно значимых мотивов над личными. <o:p></o:p><span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Самооценка ребенкадостаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети болееобъективно оценивают результат деятельности, чем поведения. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Ведущейпотребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное).Ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif;letter-spacing:="" -.05pt"="">В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">начинают осваиватьсложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненныеситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл,который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. Внем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетнуюлинию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеровпо всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от местав нем. <o:p></o:p><span style=«font-size:12.0pt; font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Одной из важнейших особенностей данноговозраста является проявление произвольности всех психических процессов.
<span style=«font-size: 12pt; font-family: » times="" new="" roman",="" serif;="" font-weight:="" bold;"="">Развитие психических процессов <o:p></o:p>
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif;letter-spacing:="" -.1pt"="">Восприятие
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif;="" letter-spacing:-.1pt"="">продолжает развиваться. Однако и у детей данно<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif;letter-spacing:="" -.05pt"="">го возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно <span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">одновременноучитывать несколько различных признаков. <o:p></o:p><span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Внимание.
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Увеличиваетсяустойчивость внимания — 20—25 минут, объемвнимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственныеизображения. <o:p></o:p><span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif;letter-spacing:="" -.05pt"="">Память. К
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif;="" letter-spacing:-.05pt"="">концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка <span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">появляютсяпроизвольные формы психической активности. Он ужеумеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникаетпроизвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти.Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно суверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается стого момента, когда ребенок самостоятельновыделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следуетвсячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и другихпознавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памятиспособствует развитию культурной(опосредованной) памяти — наиболее продуктивной формы запоминания.Первые шаги этого (бесконечного в идеале)пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью,доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способенусилить свою память с помощью таких приемов, как классификация, группировка. Вэтот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольниковприемам классификации и группировки в целях запоминания. <o:p></o:p><span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Мышление.
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Ведущимпо-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольноговозраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитиеумения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательнопотребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений присравнении, например, величины и количествапредметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностьюсловесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется кподростковому возрасту. <o:p></o:p><span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Старший дошкольникможет устанавливать причинно-следственныесвязи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения наоснове всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательныхкартинок. <o:p></o:p>
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Воображение.
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Старший дошкольныйи младший школьный возрасты характеризуютсяактивизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего вболее раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого(благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период —сензитивный для развития фантазии. <o:p></o:p><span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif;letter-spacing:="" -.05pt"="">Речь.
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif;="" letter-spacing:-.05pt"="">Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грам<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">матический строй,лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатыйсловарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Детиначинают активно употреблять обобщающиесуществительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результатеправильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошоразвиты диалогическая и некоторые виды монологической речи. <o:p></o:p><span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif;letter-spacing:="" -.05pt"="">В подготовительной группе завершается дошкольный возраст.
<span style=«font-size:12.0pt;font-family:» times="" new="" roman",serif"="">Его основныедостижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половаяидентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнемпознавательного и личностногоразвития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе. <o:p></o:p><o:p> </o:p>Материал подготовила педагог-психолог
<o:p style=«font-weight: bold;»>Бичан Наталья Александовна</o:p>