Формированиепредметного словаря у детей с общим недоразвитием речи

    Нарушения формирования словарного запаса у детей с ОНР проявляются вограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного (ребенокупотребляет слова самостоятельно) и пассивного словаря (значение слов понимает,но в речи не употребляет), неточном употреблении слов, многочисленныхвербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря.               <o:p></o:p>

    Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является болеезначительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активногословаря. Также дошкольники понимают значение многих слов, однако ихупотребление в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большиезатруднения. Бедность словаря проявляется в том, что даже 6-летний ребенок сОНР не знает многих слов: названий ягод, рыб, цветов, животных, профессий,инструментов, частей тела и предметов. Часто они затрудняются в актуализациитаких слов, как «овца», «стрекоза», «молния» и т.д. Значительно сложнееусваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения: «гроза», «гром».Характерной особенностью словаря детей с ОНР можно назвать неточностьупотребления слов. Иногда они используются в излишне широком значении,  в других случаях  -  вслишком узком. У этих детей наиболее распространены замены слов, относящихся кодному семантическому полю. Среди существительных преобладают замены слов путемобъединения их в одно родовое понятие: «лось – олень», «весна – осень»,«сахарница – чайник». <o:p></o:p>

Смешение слов у детей с ОНР идёт наоснове сходства: <o:p></o:p>

— по признаку функциональногоназначения («миска – тарелка», «метла – щетка»),
— по внешнему сходству («майка – рубашка», «сарафан – фартук»),                      

— по объединениюобщности ситуации («каток – лёд»),
— части и целого («паровоз – поезд», «локоть – рука»),
— обобщающих понятий и слов конкретного значения («обувь – ботинки», «посуда –тарелка»),
— словосочетаний и связанных с ними понятий («плита – газ горит», «кровать –чтобы спать),                                                                                            
— существительных и слов, обозначающих действия или наоборот («открывать –дверь», «лекарство – болеть»).

      Длядетей с ОНР характерна вариативность лексических замен, а процесс поисканужного слова идёт очень медленно, недостаточно автоматизировано. Нарушенияактуализации словаря проявляются также в искажении звуковой, слоговой структурыслова. Большие трудности вызывает классификация предметов: дети не знаютобобщений, не выделяют четвертый лишний предмет, обозначенный семантическидалёким словом. Даже при правильном выполнении задания дети с ОНР частообъясняют свой выбор на основе ситуативных признаков: «Волк, собака, лиса» — лишнее слово «собака», так как в лесу не ходят собаки». <o:p></o:p>

    Сложности возникают и при подборе синонимов и антонимов. Вместоантонимов используются слова, семантически близкие («день – вечер»),слова-стимулы с частицей «НЕ» (шум – не шум). В качестве синонимов подбираютслова семантически близкие (улица – дорога), похожие по звучанию (парк – парта),формы исходного слова или родственные слова (боец – бой). <o:p></o:p>

    Вместо названий детенышей животных (ягнёнок, телёнок, поросёнок) –говорится «свинёнок», «коровёнок». Допускаются ошибки при употреблении иобразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами(яблоченька, тетраденька), с суффиксами «ИЦ» («супница – суповка»).  Дети с ОНР испытывают трудности, называяпрофессии людей. <o:p></o:p>

Коррекционно-развивающая работа поуточнению
и обогащению предметного словаря <o:p></o:p>

     При организации логопедическоговоздействия необходимо учитывать современные лингвистические представления ослове, его структуре, онтогенетических закономерностях развития лексическогокомпонента речи.   <o:p></o:p>

    Формирование словаря идет последующим направлениям:
— расширение объема словаря и представлений об окружающей действительности;
— уточнение значения слов;
— формирование семантической структуры слова;
— организация семантических полей, лексической системы родного языка;
— активизация словаря, совершенствование процесса поиска слова, его перевода изпассивного словаря в активный.  
      Необходимо учитывать тесную связь процессовразвития лексики и словообразования, включать задания на уточнение структурызначения слова, овладение морфемами, системой грамматических знаний,закрепление связи между словами, развитие диалогической и монологической речи.
    На занятиях по развитиюлексико-грамматических средств языка и связной речи должна проводится большаяработа по активизации и совершенствованию словаря, пониманию речи, формированиюумения выделять части предмета. На основе уточнения пассивного речевого запасаорганизовывать устную речевую практику.
     В процессе усвоения предметногословаря дети продолжают знакомиться с различными способами словообразования.(Например, суффиксальным — для имен существительных). У них развиваются навыкиобразования нового слова из двух частей («гриб + ник»).
     Привлекая внимание к общности корневойчасти среди цепочки
родственных слов («сад — садовник»), можно сформировать представления о системесловообразовательных связей («сад — садик — садовник»). Одновременно детиучатся понимать обобщенное значение слова. Необходимым условием уточнения ирасширения предметного словаря является практическое усвоение распространенныхслучаев многозначности слов. Каждое занятие имеет свою тему, которая содержитсоответствующие сведения и предусматривает постепенное уточнение словаря и егосистематизацию на основе наблюдений и логических приемов сравнения, анализа,синтеза, обобщения. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования,поскольку она быстро обогащается за счет
производных слов. Последовательность появления словообразовательных форм вдетской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка (вначалевозникают семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошодифференцируемые уменьшительно-ласкательные формы существительных), Значительнопозже в речи появляются названия профессий людей и другие более сложные посемантике слова. Таким образом, овладение словообразованием происходит наоснове мыслительных операций, сравнения, синтеза, обобщения, что, в своюочередь, способствует интеллектуальному развитию детей. <o:p></o:p>

 

Рассмотрим формирование предметногословаря на примере изучения лексической темы «Мебель». <o:p></o:p>

  <o:p></o:p>

Существительные: стол, стул, кровать, диван, кресло, тумбочка, трюмо, сервант, полка,табурет, тахта, шкаф.                                                                         

Части предметов: У кресла –спинка, сиденье, подлокотники. У стола – крышка, 4 ножки. У стула – спинка,сиденье, ножки и т.д.                              Обобщающее слово: мебель.                                                                                     Различение предметов: Стул –кресло – табурет. Полка – шкаф – сервант. Диван — кровать.                                                                                                 Родительный падеж множественногочисла:много столов, стульев, шкафов, диванов.                                                          

Образование уменьшительно-ласкательнойформы: стол – столик, стул – стульчик, кровать – кроватка.

Виды мебели: кухонная –стол, стул, табурет. Гостиная – диван, кресло, журнальный столик. Спальная –тахта, кровать, тумбочка, шкаф.        Классификацияпредметов: мебель – одежда, мебель – посуда.<o:p></o:p>

Употребление с существительнымипростых и сложных предлогов: из-под стола, под кроватью, задиваном, между креслами, из-за шкафа.                                     

Изчего делают мебель? Из дерева, из железа, из пластмассы.                               

Кто ремонтирует,делает мебель? Столяр <o:p></o:p>

 

Дидактические игры и упражнения<o:p></o:p>

Магазин «Мебель»
  Дети учатся составлять описательныйрассказ с опорой на картинку или схему. Педагог предлагает ребенку купитьпредмет мебели в магазине и описать его, не называя. Продавец должен поописанию угадать, что хочет приобрести покупатель. <o:p></o:p>

 Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканьюкоричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В немудобно сидеть и еще в нем можно читать книжку. Он предназначен для гостиной. <o:p></o:p>

«Один и много»
    
Дети упражняются в образованиисуществительных множественного числа, родительного падежа.
    Педагог называет предмет мебели вединственном числе и бросает мяч ребенку. Тот должен назвать этот же предмет вомножественном числе.
У меня один стул, а у тебя много… (стульев). <o:p></o:p>

 «Чего не стало?»
     Дети упражняются в употреблениисуществительных в родительном падеже, у них развивается внимание, память. Педагогпредлагает детям внимательно рассмотреть картинки с изображением мебели изакрыть глаза. В это время одна из картинок убирается. Дети должны угадать,какой предмет мебели отсутствует.
     Нет стола, нет стула, кровати. <o:p></o:p>

 

«Разложи по своим местам»                                                                     Детиупражняются в употреблении существительных с предлогами, у них развиваетсяслуховое внимание. Педагог обращает внимание детей на беспорядок, оставленный«непослушным ветерком», и предлагает разложить вещи по своим местам. 

     Книгу положи в шкаф, мяч — под шкаф,подушку — на кровать. <o:p></o:p>

<o:p> </o:p>

 «Что общего? Чем отличаются?» <o:p></o:p>

    Дети упражняются в сравнении двух предметов. Педагог предлагает детямвнимательно рассмотреть предметы мебели и назвать все  отличия(сходства) между ними.
     Этот стол большой, а этот столикмаленький.
     Этот стол журнальный, а этот столкухонный. <o:p></o:p>

 

«Чегоне хватает?»
     Дети упражняются в употреблениисуществительных в родительном падеже. Педагог предлагает детям отправиться намебельную фабрику и помочь столярам собрать вещи. Дети рассматривают их иговорят, какой части не хватает.  У столанет ножки, шкаф без ручки. <o:p></o:p>

 

«У нас порядок»
Дети расширяют свойсловарь, упражняются в употреблении существительных с предлогами. Педагогпредлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места.
Что можно положить на полку ( на стол, в стол, на кровать)? <o:p></o:p>

 

«Составление описательного и сравнительного рассказов»<o:p></o:p>

Взрослый предлагает детям составитьзагадку-описание. И за тем это описание дополнить. «Это предмет мебели. Онсделан из дерева, значит, он деревянный. У него есть крышка и четыре ножки». <o:p></o:p>

    Крышка у стола круглая, гладкая, коричневого цвета. Ножки высокие,четырехугольные. Стол большой, крепкий, за ним может разместиться большаясемья. Обычно его ставят на кухне. Стол — это кухонная мебель
    Взрослый предлагает детям сравнитьдва предмета мебели (с опорой на предметные картинки или реальные предметы).
     Это стол кухонный, а это стол журнальный.Кухонный стол белого цвета, а журнальный — коричневого. Кухонныйстол круглый, а журнальный овальный. У кухонного стола есть крышка и четыревысокие ножки, у журнального стола тоже есть крышка, а ножки три, и они низкие.Кухонный стол высокий, а журнальный – низкий. За кухонным столом  можно обедать или пить чай,  анажурнальный стол можно положить журналы, газеты иликнижки. И кухонный и журнальный столы — это мебель.
<o:p></o:p>

Нет комментариев. Ваш будет первым!