Фото для статьи:
Развитие связной речи ребенка

Развитие связной речидошкольников <o:p></o:p>

     Под связной речью понимается развёрнутоеизложение определённого содержания, которое осуществляется логично,последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь –это не просто последовательность слов и предложений,  этопоследовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точнымисловами в правильно построенных предложениях. <o:p></o:p>

     Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи– это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, егоумение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой,логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можносудить об уровне его речевого развития. Умение рассказывать помогает ребёнкубыть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развиваетуверенность в своих силах. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции:помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет ирегулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием дляразвития его личности. К 5-6 годам ребенок должен овладеть всейсистемой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли,свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие событияправильно, произносить все звуки и сложные слова. Основные виды развитиясвязной речи в старшем дошкольном возрасте – монологическая и диалогическая. <o:p></o:p>

     Для диалогической речи особенно важно умениесформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строитьответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать,спорить, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи,необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни исемьи. Родителям следует знать, что овладение диалогической речью – являетсянеобходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалогпозволяет ребенку легко входить в контакт, как с взрослыми, так и сосверстниками. Монологическая речь требует умения сосредоточить своюмысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально,живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.Родители, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясьструктуры текста: начало, середина и концовка. Дети дошкольного возрастаочень тянутся к общению с взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всяческииспользовать. Родители имеют большие возможности развивать связную речьребенка. Основные виды — это рассказ ипересказ. При пересказе ребенок опирается на готовый речевойобразец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильнооформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребенка — запомнить ивоспроизвести текст, не нарушая готового построения. Пересказ литературныхпроизведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников.Дети приобщаются к художественной речи, запоминают образные слова, учатсявладеть родным языком. Самостоятельныйрассказ — высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенокдолжен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков,а также правильно строить высказывание с точки зрения логики событий.Рассказывание может опираться на разные психические процессы: по памяти, повосприятию, по воображению. Оба вида речи развиваются параллельно:пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельныйрассказ — из диалога по поводу событий из личного опыта. Не все дети испытываютпотребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослого должна прослеживатьсяогромная заинтересованность и желание осваивать вместе с ребенком все этапыразвития связной речи.Родителям следуетвоспитывать у детей потребность делиться своими впечатлениями, привычкупользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться вдетском саду и семье), рассказывать о том, что сделал, как играл, поощрятьпопытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где?Что делает? Зачем?).<o:p></o:p>

 Приёмы работы по формированию связной речи. <o:p></o:p>

 1. Беседа с ребёнком сиспользованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов. <o:p></o:p>

 2. Чтение рассказов или сказок. <o:p></o:p>

Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказадля выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей (Почему этослучилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О пониманиисмысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами. <o:p></o:p>

3. Беседа (диалог). <o:p></o:p>

Беседовать можно по различным темам: о книгах,фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнканеобходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом егомысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответыдетей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один варианткороткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутыеответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода кмонологической речи. <o:p></o:p>

4. Составление описательного рассказа. <o:p></o:p>

Ребёнок овладевает первыми навыками связного изложениямыслей «на одну тему», одновременно он усваивает признаки предметов, а,следовательно, расширяется словарный запас. Для обогащения словарного запасаочень важно проводить подготовительную работу к составлению каждогорассказа-описания, напоминая ребёнку о признаках описываемых предметов. Сначалаописывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниямоднородных предметов, учиться сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья ит.д. <o:p></o:p>

5. Составление рассказа по серии сюжетныхкартинок. <o:p></o:p>

Количество сюжетных картинок в серии постепенноувеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящимиз нескольких предложений.
В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, чторассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностьюрасположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том иговори». <o:p></o:p>

7. Пересказ. <o:p></o:p>

В процессе работы над пересказом у ребёнка развиваютсяи совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь.Ребёнок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы еепостроения. Знакомство ребёнка с содержащейся в рассказах и сказках новой длянего информацией расширяет круг его общих представлений и способствуетсовершенствованию его монологической речи в целом. <o:p></o:p>

При работе над пересказом конкретного текста сначаланужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный емупо содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так жезадать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужнообъяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на«красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтениемрассказа предложите ребёнку ещё раз внимательно его прослушать и постаратьсязапомнить, а затем пересказать близко к оригиналу. <o:p></o:p>

8. Самостоятельное составление рассказа. <o:p></o:p>

Переход к самостоятельному составлению рассказовдолжен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если онапроводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опытаребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения самостоятельноподбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять иудерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие пообъёму самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны снаглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказасловарный запас ребёнка, создаст у него соответствующий внутренний настрой ипозволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых имсобытий. <o:p></o:p>

Примерными темами для подобных рассказов могут служитьследующие: <o:p></o:p>

 • рассказ о дне, проведенном в детскомсаду;
 • рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);
 • рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу. <o:p></o:p>

Очень важно стимулировать речевую активность ребенка, выразительность речи, расширятьсловарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своихвпечатлений и т.д.  В популярном пособии для родителей и педагогов авторНовотворцева Н.В. «Развитие речи детей» говорит так: «Наверное,  нетродителей, которые не хотели бы, чтобы к моменту поступления в школу их ребёноковладел хорошей дикцией, умением выразительно рассказывать, поддерживать беседуна доступные его возрасту темы, знал буквы, а ещё лучше – читал. Всего этого нетак уж трудно добиться, если уделять ежедневное внимание своему ребёнку, хотябы в игровой форме помогать ребёнку осваивать азы связной речи, выражатьпоследовательно свои мысли, развивая артикуляцию и культуру речи».

Очень важно знать родителям:

Не жалейте своегосвободного времени, играйте с детьми. Там, где родители и дети дружат и чем-тозанимаются вместе, проблемы между взрослыми и детьми решаются легко.

При разговоре сребёнком слушайте его внимательно, не перебивайте. Будьте терпеливы приобъяснении игр и упражнений. Объясняйте задание просто и понятно, при этомпроявляйте и свой интерес.

Развивайтелюбопытство и воображение, поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.Поменьше критикуйте и поправляйте ребёнка. Замечания делайте с юмором.

Искреннерадуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду. Похвала, поцелуй илирукопожатие – отличное поощрение. Играйте с детьми в разные игры.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!