Лексическая тема: «Весна»
Существительные: весна, оттепель, сосулька, снег, слякоть, солнце, месяц, март, апрель, май, капель, ледоход, проталины, лужи, льдины, скворечник, птицы, почки, листочки, подснежники, гром, молния.
Глаголы: пришла, наступила, крошится, ломается, лопаются, набухают, грохочут, прилетают, распускаются, щебечут, сверкает, греет, припекает.
Прилагательные: весенняя, ласковое, первые, перелётные, спящие, ранняя, поздняя, долгожданная, тёплая, дождливая, шумная, говорливые, журчащие, проворные,
голосистые.
Наречия: ласково, тепло, дождливо, весело, плавно, быстро.
Приметы весны
Солнце поднимается выше, греет сильнее. Тают на солнце прозрачные сосульки.
Днём с крыши капает капель. На полянах появляются проталины. Бегут, журчат ручьи.

Логопедические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя

«Скажи какое, какая или какие?»
Солнышко (какое?) — яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее,
весёлое, большое, радостное, нежное.
Травка (какая?) — молодая, зелёная, первая, нежная, душистая, долгожданная.
Весна ( какая?) — ранняя, поздняя, долгожданная, дождливая.
Облака ( какие?) — лёгкие, белые, пушистые.
Небо ( какое?) — голубое, высокое, яркое, ясное, безоблачное.
Облака (какие?) – легкие, белые, пушистые.

Игра с мячом «Назови ласково»
Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч, ребенок подбирает новое слово.
Облако – облачко,
дождь – дождик,
сосулька – сосулечка,
птица – птичка,
трава– травка,
лист – листочек,
цветок – цветочек.
Проталина — проталинка.                     Лужа — лужица.
Ручей — ручеёк.                                     Льдина — льдинка.
Гнездо — гнёздышко.                            Почка — почечка.
Поле — полюшко.                                  Солнце — солнышко.

«Есть – нет» (употребление родительного падежа)
Красивый подснежник – нет красивого подснежника, 
длинная сосулька — …     яркий луч — … набухшая почка — … маленькая проталина — …  журчащий ручей — …
«Продолжи предложение»
На дереве гнездо, а на деревьях? (гнёзда)
На ветке почка, а на ветках? (почки)
Поет птица, а поют? (птицы)
На ветке сук, а на ветках… ( сучья).
На дворе дерево, а в лесу… ( деревья).
У дерева ствол, а у деревьев… (стволы).
Сосулька капает, а сосульки? (капают)
Подснежник красивый, а подснежники? (красивые)
Бежит ручей, а бегут? (ручьи)

«Подбираем предметы к действиям и наоборот»
Пришла – весна
Светит – …
Плывут — …
Тает – …
Бегут – …
Поют – …
Просыпаются — …
Набухают – …
Расцветают — …
Весна – наступила, пришла…
Солнце — …
Облака — … И т. д.

«Что лишнее?»
(Определить, какая из примет лишняя, и объяснить, почему.)
Тает снег, улетают на юг перелётные птицы, начинается капель, появляются проталины.
Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветает мать-и-мачеха.
Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнёзда.
Звенит капель, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.

 «Скажи правильно»
Распускаются листочки или цветочки?
Порхают птички или листочки?
Тает снежинка или слезинка?
Журчат ручьи или грачи?
Набухают почки или листочки?
Прилетают насекомые или птицы?
Трещит лёд или ледоход?
(Ребёнок отвечает полным предложением.)

«Сосчитай до пяти»
Один маленький подснежник, два …, пять …
Один звонкий ручеёк, два …, пять …
Одна душистая мимоза, две …, пять ...

«Один — много»
Подснежник — подснежники — много подснежников.
Трава — травы — много трав.
Сосулька — сосульки — много сосулек.
Ручей — ручьи — много ручьёв.
Льдина — льдины — много льдин.
Гнездо — гнёзда — много гнёзд.
Почка — почки — много почек.
Лист — листья — много листьев.
Цветок — цветы — много цветов.
Облако — облака — много облаков.

 «Сосчитай парами до десяти»
Две перелётные птицы, четыре перелётные птицы, шесть перелётных птиц, восемь перелётных птиц, десять перелётных птиц.
Аналогично со словосочетаниями: берёзовые почки, чёрный грач, белокрылые
ласточки.

«Я, ты, мы, вы, они» (Составь предложение.)
Я строю скворечник. Ты строишь скворечник. Мы строим скворечник. Вы строите скворечник. Они строят скворечник.
Аналогично со словосочетаниями: греюсь на солнышке, кормлю птенцов.

Игра «Дополни предложения» (употребление глаголов будущего времени)
Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить предложения, подобрав как можно больше слов.
Например:
Скоро наступит весна.
Солнце (что будет делать?) будет… (ярче светить, пригревать.
Снег (что будет делать?) будет… (чернеть, таять).
На земле проталины (что сделают?)… (появятся).
Ручьи (что сделают?)… (побегут, зажурчат).

Игра «Хвастунишка» (образование сравнительных степеней прилагательных)
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с мышкой- хвастунишкой и объясняет на примере: что бы мышонок ни услышал, он всегда хвастает: «У меня-то лучше!»
Например:
Скажешь мышонку «длинный», а он в ответ — «длиннее» и т. д.
Затем детям предлагается побыть в роли мышонка.
Воспитатель называет прилагательные, а дети изменяют их по образцу,
теплый — теплее, светлый — светлее
яркий — ...           темный — ...
громкий — ...       рыхлый — ...
высокий — ...       свежий — ...
чистый — ...         прозрачный — ...
сильный — ...         быстрый — ...
радостный — ...
В конце игры дети придумывают предложения о весне с получившимися словами.
 
Игра «Почемучка» (употребление сложноподчинѐнных предложений с союзом «потому что»)
Ход игры. Педагог задает детям вопросы, требуя при ответе употребления союза «потому что».
Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя (вопросы связаны с изучаемой лексической темой).
Например: Почему тает снег? — Снег тает, потому что пригревает солнце.  
Почему бегут ручьи? Почему тает лед? Почему трескается лед? Почему набухают почки? Почему лопаются почки? Почему прилетают птицы? Почему радуются люди? Почему люди одеваются легче, чем зимой?

Игра «Найди ошибки»
Цели: развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас по теме.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти ошибки в тексте (в скобках указаны правильные ответы). Сначала читает весь текст целиком. Спрашивает, какие ошибки заметили дети. Затем читает по одному предложению, даѐт ребятам возможность найти остальные ошибки. Просит, исправляя предложение, повторять его верно целиком.

Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всѐ короче (длиннее), а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелѐтные) птицы. Люди уже позаботились о грачах (скворцах) — сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки), пчѐлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники).

 
ВЕСНА
Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тѐплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лѐд.
Тает баба снеговая 
И ручьями слѐзы льѐт.
Г. Ладонщиков

ПОДСНЕЖНИКИ
Плакала Снегурочка,
Зиму провожая.
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала,
Трогая берѐзы,
Выросли подснежники —
Снегурочкины слѐзы.
Т. Белозѐров

ВЕСНА ПРИШЛА
Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая. 
Ручьи задорно булькают, 
Сугробы подмывая.
Забыв морозы прежние,
Без сил свалилась набок
Заплаканная снежная
Подтаявшая баба.
Зиме совсем недужится —
Пора ей в путь сбираться...
И солнце в каждой лужице
Готово искупаться!
И меж снегами влажными
Пробив себе окошки,
Подснежники отважные
Уже встают на ножки!
Е. Стюарт
 
Пересказ рассказа «Весна»
     Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал идти снег. А прошёл ещё день, другой — и его уже вовсе не осталось.
    С пригорка по ложбинке побежал весёлый ручеек, наполнил до краев большую,
глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.
Опустели зимние квартиры в старом пне. Выбрались из-под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто куда. Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенёк, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали в луже — бултых прямо в воду.
      Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ёжик.
Вылез сонный, взъерошенный. На иголках — сухая трава, листья. Выбрался ёжик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ёжик, да и побежал по полянке искать себе еду. Теперь ему, жуки, червяки, лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ёжик голодный, сразу поймает и съест.
Ожил под тёплым весенним солнцем и огромный лесной дом — муравейник. С рассвета и дотемна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.     По Г. Скребицкому
Вопросы по содержанию рассказа
1. Что тает на лесной полянке?
2. Во что превратился ручеек?
3. Откуда выбрались жучки и букашки?
4. Кто ещё проснулся от зимней спячки?
5. Каким проснулся ёжик?
6. За кем охотится ёжик?
7. Как ведут себя весной муравьи?
8. Какие птички гнездятся на пнях?
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!