Подготовка детейдошкольного возраста к обучению грамоте

  • Успешность обученияребенка в школе во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен.

  • Термин «грамота» означает«чтение и письмо», соответственно подготовка к обучению грамоте – этоподготовка к освоению навыка чтения и письма.

  • Обучение чтению и письму– не самоцель в дошкольном образовании. Гораздо важнее создать всенеобходимые предпосылки для того, чтобы ребенок легко начал читать иписать. Ключевым словом для дошкольного образования будет именно «начал», а ненаучился.

  • Важно, чтобы у ребенка к7 годам была сформирована звуковая сторона речи, т.е. ребенок должен владетьправильным, четким произношением звуков всех фонетических групп (свистящих,шипящих, соноров).

  • Основой в процессеобучения грамоте является формирование у дошкольников ориентировки в звуковойсистеме языка, обучение их звуковому анализу слова, то есть определению порядкаследования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основныхкачественных его характеристик.

  • Методикой по подготовке к обучению грамоте дошкольников рекомендуетсяназывать буквы их звуковым обозначением:п, б, к, с, м…. Это значительно облегчает детям овладение навыкомчтения.

  • У детей с нарушениямиречи фонематические процессы снижены, поэтому они испытывают значительныетрудности при обучении грамоте. Дети данной категории допускают ошибки привыделении первого гласного, согласного звука в слове, особенно трудно выделяютгласный в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога,трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук частовоспринимается детьми с речевыми нарушениями не как самостоятельный звук, а какоттенок согласного.

  • Дети с нарушениями речипри обучении чтению с трудом овладевают слиянием букв, медленно читают,допускают большое количество ошибок, плохо понимают прочитанное. 

  • Разложение слова насоставляющие его звуки представляет собой сложную психическую деятельность,которой дети с нарушениями речи овладевают только в процессе специальноорганизованной работы.

    Существует определенный алгоритм при формировании фонематического слуха и навыковзвукового анализа и синтеза у ребенка:

  • Выделение гласного звукаиз начала и конца слова в ударной позиции (Аня, утка, коты, мука, кино).

  • Умение запоминатьсочетания из 2-3 гласных звуков (АУИ) и проводить анализ (какой звук попорядку: 1, 2, 3-ий?).

  • Выделение первого ипоследнего согласного звука в слове типа паук, кот, мак.

  • Анализ обратного ипрямого слога (количество звуков и их место в сочетании) АП, АМ и т.д.

  • Определение наличиязвука в слове и его позиции: звук находится в начале, в середине, в концеслова.

  • Умение подбиратьпредметные картинки и слова на заданный звук.

  • Выделение гласного звукав положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа СА, СО, СУ(Сколько звуков в слоге, какой звук первый, какой звук второй).

  • Анализ и синтезодносложных слов ЛАК, РОТ (Сколько звуков в слове, назови 1, 2, 3-ий звук в слове).

  • Преобразование словпутем замены первых звуков (лак – бак, бог – рог).

  • Составление схем слогови односложных слов (Работа с символами звуков).

  • Анализ и синтез слов издвух прямых слогов, типа ЛАПА (Сколько звуков в слове, определить 1, 2, 3, 4-ыйзвук).

  • Составление схем дву-трехсложных слов со стечением согласных звуков (стакан, трубка).

  • Умение определятьколичество слогов в слове.

  • Умение определятьколичество слов в предложении (предложение из 2-4 слов).

Основные задачи по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста

  • Постановка,автоматизация и дифференциация отсутствующих или искаженно произносимых звуковречи.

  • Развитие фонематическоговосприятия и фонематического контроля за речью, сознательного восприятия речи,смысловых и звуковых дифференцировок.

  • Формирование навыковзвукового анализа и синтеза слов различного уровня сложности.

  • Формирование уменияхарактеризовать звук по всем параметрам: гласный – согласный, твердый – мягкийсогласный, звонкий – глухой согласный звук.

  • Закрепление произношенияслов различной слоговой сложности.

  • Обучение детейосмысленному чтению слов, словосочетаний и предложений.

  • Формирование навыкаанализа предложения с предлогами различной сложности.

  • Усвоение терминов«Слог», «Слово», «Звук», «Предложение».

  • Расширение словарногозапаса по лексическим темам.

  • Совершенствованиеграмматического строя речи, практическое овладение сложными формамисловоизменения и способами словообразования.

  • Закрепление навыкасвязного, последовательного, выразительного пересказа литературныхпроизведений.

  • Развитие умениясоставлять сложные сюжетные рассказы, рассказы из собственного опыта.

  • Развитие внимания и произвольногозапоминания, памяти, познавательной активности, способности к переключению,контроля и самоконтроля за речью, произвольной деятельности.

     Для родителей, у которых естьжелание самостоятельно организовывать занятия по подготовке к обучению грамоте,предлагаю рабочие листы по закреплению звуков и знакомству с буквами.

Уважаемые родители,помните:

  • Звуки мы слышим и произносим!

  • Буквы мы пишем и читаем!

  • Звуки бывают гласными и согласными.

  • Гласные звуки можно петь голосом, при это воздух,выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотивзнакомой песенки).

  • Согласные звуки-звуки, которые нельзя петь, т.к.воздух, выходящий изо рта при их произнесении встречает преграду в виде губ,зубов, нёба.

  • Гласных звуков шесть: А, О, У, Ы, И, Э.

  • Гласных букв десять: А, О, У, Ы, И, Э-соответствуют звукам, и четыре йотированные Е, Ё, Ю, Я, которые обозначают по2 звука Е-йэ. Ё-йо, Я-йа, Ю-йу.

  • Гласные звуки на схеме обозначаются краснымцветом.

  • Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухойзвук образуется без участия голосовых складом. Детям мы объясняем, что когдапроизносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голосзвенит (Положить руку на горло или закрыть уши руками, произнести звук и почувствоватьработу голосовых складок). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком: Б,В, Г, Д, Ж, З, Й, М, Н, Р. Глухие звуки обозначаем перечеркнутым колокольчиком:К, П, С, Т, Ф. Х, Ч, Ц, Ш, Щ.

  • Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

  • Всегда твердые согласные: Ц, Ш, Ж.

  • Всегда мягкие согласные: Щ, Ч, Й.

  • Твердые согласные звуки на схеме обозначаютсясиним цветом.

  • Мягкие согласные звуки на схеме обозначаютсязеленым цветом.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!