Советы учителя-логопеда родителям детей в возрасте от 4-х до 5-хлет

К 4 – 5 годам ребёнок становится настоящим дошкольником, он ужемногое может. Развивается внимание – на короткое время он способен одновременноговорить и указывать, или слушать инструкции, не отрываясь от своего дела. Этотвозраст – время активного интеллектуального развития, усвоения абстрактныхпонятий. Пятый год жизни – заключительная фаза в развитии языка. К 4-5 годаммалыш овладевает падежами, появляются глагольные времена и многословные фразы,придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Фразовая речьвключает уже предложения, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте ребёнокначинает сопровождать свою игру речью, с удовольствием произносит монологи.Развитие любознательности заставляет ребёнка ставить перед собой всё болеесложные вопросы, которые требуют ответа, либо оценки его размышлений со сторонывзрослого. Начинается второй период вопросов: «Почему»?

Словарный запас достигает к 4 годам примерно 2000 слов, к 5 годам– 3000 слов. Лексика обогащается синонимами, антонимами. Продолжается детскоесловотворчество: «Мы лепили, и получилась лепь», «Собака прыгнула большимпрыгом», «Я сам оденусь без помогания» и т.д. Случается, что малыши образуют исинтетические слова: «БАНАНАС» (банан + ананас), «БАБЕЗЬЯНА» (бабушкаобезьяны), «МАПИНА ДОЧКА» и т.д. В этом возрасте дети очень любят сочинять ирассказывать сказки. Чаще это происходит так: малыш держит в руках раскрытуюкнигу и «читает».

Родители должны научиться внимательно слушать своего ребёнка.Хорошо, если вы будете записывать слова, сказки, которые придумывает ваш малыш.

На пятом году значительно улучшается звукопроизношение ребёнка:полностью исчезает смягчение согласных, он реже пропускает звуки и слоги,учится выговаривать многосложные слова. В речи начинают появляться шипящие исонорные звуки (Л, Ль), звук Р появится позже (5 – 6 лет). Трудностьпредставляют слова с большим количеством согласных звуков (зеркало, экскаватори т.п.), поскольку произношение некоторых звуков ещё не закреплено: звуки недифференцированы на слух и в произношении. Постепенно эти недостатки проходят,подвижность мышц артикуляционного аппарата позволяет более точно использоватьязык и губы для произношения сложных звуков.

5-летний ребёнок может подбирать слова на заданный звук. Поиграйтес ребёнком, попросите его назвать слова, которые начинаются на звук Т или Д, Били П, М или Н. У ребёнка возрастает интерес к звуковому оформлению слов и он судовольствием их рифмует: Паша – Маша, каша – наша, а иногда сочиняетсобственные четверостишия или перефразирует хорошо известные: «Тише, Танечка,не плачь, я куплю тебе калач».

Если вы хотите помочь своему малышу закрепить и дифференцироватьте или иные звуки, а также овладеть слоговой структурой слова, предложите емузадание: он должен договаривать слова в небольших стихотворениях: «Приходи кнам тётя …. нашу деточку…», «Спать пора, уснул …., лёг в коробку на …».

Чтобы закрепить правильное употребление звука, выработать чёткуюартикуляцию, предложите малышу повторить за вами чистоговорки: «Са-са-са – вотлетит оса», «Зу-зу-зу – мы видели козу», «Цо-цо-цо – моем мы лицо», «Ла-ла-ла –вот лопата и пила», «Ша-ша-ша – Маша моет малыша», «Жу-жу-жу – на лужок хожу» ит.д. Можете вместе с ребёнком сочинять чистоговорки: «Иска-иска – маленькаякиска», «Олка – олка – на столе иголка» и т.д.

Для развития слухового внимания предложите ребёнку загадки, а дляработы над темпом, плавностью, ритмом, выразительностью речи – заучиватьнебольшие стихи, считалки, потешки.

 

Основания для беспокойства:

-у ребёнка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняетсясгруппировать и назвать предметы (действия, признаки) по обобщающему признаку,одним словом: овощи, фрукты, деревья и т.д;

-затрудняетсязаменить слово синонимом: собака – пёс, смотреть – глядеть и т.д.;

-затрудняетсяподобрать к слову антоним: сладкий – солёный, холодный – горячий и т.д.;

-ребёнокнеактивен в речевом общении;

-неможет связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки,искажает слоговую структуру слова.

 

Что делать? Следует обратиться к врачу психоневрологу, учителю-логопеду,дефектологу.

 


Нет комментариев. Ваш будет первым!