Рейтинг: 0
Создана: 5 лет назад
Владелец: Администратор

Блог педагога-психолога

Основная информация

Стена группы

Загрузка...
19 дней назад (отредактировано)
#

Помощь детям в переживании стрессовых ситуаций

Изображение

Нередко дети сильно нервничают перед публичными выступлениями. Их охватывают страх и волнение, что может что-то не получиться. Вдруг их ошибки огорчат родителей, воспитателей, или же и вовсе приведут к краху. Страх сцены, осуждений приводит к слезам и даже отказам от выступлений. Такое случается и с детьми, которые дома могут спокойно рассказывать стихи и танцевать. Все дело в важности мероприятия, окружении различными людьми и в уверенности в собственных силах, которую вселяют в нас близкие.

Как же помочь детям справиться с нахлынувшими чувствами страха и волнения?

Задача родителей – подойти к детским переживаниям со всей серьезностью. Ведь для ребенка, на первый взгляд незначительная для нас мелочь, может очень много значить. Родители должны разделять мысли и переживания ребенка, чтобы он чувствовал от них поддержку и свою важность.

Предварительно необходимо:

1) Создать комфортную атмосферу дома.

Дети очень чутко воспринимают то, что происходит дома. Если мысли малыша будут заняты домашними проблемами, то он не сможет сосредоточиться на подготовке к выступлению.

Ребенок в напряженном состоянии может замкнуться в себе или, наоборот, быть чрезмерно активным, пытаясь привлечь к себе внимание. В семье важно обсуждать чувства и переживания.

2) Сформировать у ребенка адекватную самооценку.

Хвалите ребенка за хорошо выполненную задачу.

Объясните ребенку, что все люди разные — у кого-то лучше получается одно, у кого-то другое. Чтобы ребенок максимально раскрыл свой потенциал, ему нужно уметь преодолевать трудности и не сдаваться из-за неудач. Задача родителей — дать поддержку в этот момент, помочь справиться с эмоциями.

3) Наладить режим дня.

Помогите ребенку составить расписание на день, контролируйте его сон. Чтобы быть веселым и бодрым утром, дошкольнику необходимо высыпаться. В расписании важно выделить время не только на занятия, но и на игры, отдых, спорт, посещение кружков и других любимых занятий.

Необходимо соблюдать гигиену сна

Пусть ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время. Ложиться спать не стоит в перевозбужденном или расстроенном состоянии. Спать необходимо достаточное количество часов и непрерывно. Перед сном можно принять прохладный или теплый душ, чтобы расслабить тело. Не читать и не играть в кровати, особенно перед сном. Ограничить вечером компьютерные игры и физические упражнения.

Одна из важнейших составляющих – физическая активность. Она помогает детям повысить стрессоустойчивость и снимает излишнее эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы 3 раза в неделю по 30-40 минут. Вариантов может быть масса, самые популярные и доступные – прогулки на свежем воздухе, плавание в бассейне, катание на велосипеде, танцы и т.д.

Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.

Несколько советов, как родителям помочь ребёнку справиться со стрессом перед выступлением и после него:

  • Объяснить ребёнку, что волнение перед выступлением на публике  — естественное чувство. Стоит рассказать, что справиться с ним помогают несколько глубоких вдохов и выдохов.
  • Предложить физическую активность. Небольшая физическая нагрузка помогает восстановиться и сосредоточиться перед выходом на публику.
  • Снизить значимость момента. Стоит задать ребёнку вопрос: «Что случится, если твоё выступление перед слушателями закончится провалом?». Проигрывание в голове «ужасных» последствий и осознание того, что они не так уж на самом деле и страшны, успокаивает детей.
  • Практиковать выступления всей семьёй. Например, собираться всей семьёй и каждый готовить своё выступление перед зрителями: песенку, танец, спектакль кукольного театра, доклад о чём-то интересном.
  • Хвалить!

После выступления всегда важно похвалить ребенка. Перечислите все-все моменты, где он был большим молодцом. Недочеты, которые есть почти всегда, обсуждайте позже и аккуратно: «Как думаешь, что ты можешь сделать, чтобы вот это звучало еще лучше?», «Я могу тебе как-то помочь, чтобы здесь ты был еще более уверенным?».

Способы поддержки со стороны родителей:

1.Чаще говорите ребенку, что вы им гордитесь, что любите его не за что-то, а потому что он у вас есть. Найдите время для совместных занятий, которые будут интересны всем членам семьи. Не ругайте ребенка при посторонних. Давайте оценку поступкам, поведению, а не личности ребенка. Никогда не отказывайте ребенку в помощи.

2.Родительский пример. Дети, как правило, считают родителей героями, которые уж точно никогда не ошибаются. Поэтому, когда они узнают, что в жизни родителей тоже были сложные ситуации, и как они с ними справлялись, то у детей появляется уверенность, что им по плечу справиться с их трудностями.

3.Демонстрация того, что верите в способности и силу вашего ребенка.

Важно понимать, что все дети разные. Данные рекомендации носят общий характер. Каждому из Ваших детей важен индивидуальный подход, основывающийся на родительском знании интересов и особенностей своих детей. Только родителям удастся подобрать те самые нужные слова, которые смогут подбодрить их детей, придать им уверенности в собственных силах.

С уважением, педагог-психолог Раковская Наталия Сергеевна.

22 дня назад
#

Здравствуйте, уважаемые родители! 

Сегодня поговорим о такой теме, как: «Эмоциональное благополучие матери как важный фактор в формировании психологического здоровья ребенка».Изображение

Важную роль в становлении и укреплении психологического здоровья ребенка играет семейная микросреда, её благоприятный эмоциональный фон. Главным источником тепла, уюта и комфорта в доме является мама. Роль материнской любви огромна, и ее сложно переоценить.

Прочная эмоциональная связь помогает маме чувствовать внутренний мир малыша и оказывать ему необходимую поддержку в нужный момент. И ребенок в свою очередь через интонации, прикосновения, мимику, удовлетворение базовых потребностей, понимает и чувствует маму. На этом основывается привязанность. Качество и наполненность привязанности определяет все дальнейшее психическое развитие ребенка и закладывает у него способность устанавливать здоровые и доверительные отношения с окружающими людьми.

Когда мама устанавливает качественную эмоциональную связь с ребенком – это положительно отражается на всех сферах его развития:

  • возрастает познавательная активность: малыш спокойно изучает мир, чувствуя поддержку значимого взрослого;
  • физические данные развиваются в большей степени;
  • формируется эмоциональный интеллект, то есть развивается способность понимать свои и чужие чувства.

Поэтому мамам очень важно прислушиваться к своему эмоциональному состоянию, заботиться о своем самочувствии, повышать собственные ресурсы. Атмосфера внутри семьи и поддержка в супружеской паре также имеют большое влияние на эмоциональное состояние мамы; часто помощью служит распределение ролей внутри семьи и опора на помощь близких.

Необходимо наладить режим сна, следить за рационом питания, не забывать о физкультуре, находить возможность для чтения, хобби, общения с друзьями. Если мама чувствует себя усталой, то лучше попросить кого-то из близких посидеть с ребенком, и найти возможность восстановить свои ресурсы. Это необходимо делать своевременно, чтобы состояние подавленности не повлияло на заботу о ребенке.

Чем больше сил и уверенности становится у мамы, тем стабильнее и спокойнее она чувствует себя, а значит, у нее будет больше тепла и поддержки для ребенка. Мама – самый верный и надежный проводник в мир чувств и эмоций ребёнка!

В преддверии праздника «День матери» хочу напомнить, что каждая из Вас самая прекрасная, добрая, милая и, конечно же, любимая мама для своего малыша! От всего сердца поздравляю Вас с праздником и желаю в любой ситуации оставаться в душевном равновесии и не забывать, что вы отличная мама!

С уважением, педагог-психолог Раковская Наталия Сергеевна.

Уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию консультативный  материал по воспитанию у детей чувства успешности.

Как воспитать у ребенка чувство успешности? (или парадоксы обратной связи).

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос успешным человеком, который умеет опираться на свои сильные стороны своего характера и уверенно развивает слабые.

Конечно, многое зависит от особенностей характера и темперамента ребенка.

Но наверняка ни для кого из вас не является секретом тот факт, что гораздо больше зависит от стиля взаимодействия, которого придерживаются взрослые, воспитывающие ребенка.

А именно от той обратной связи, которую дают ребенку значимые для него люди.

На протяжении жизни ребенок непрестанно получает обратную связь. Иногда эта обратная связь позитивна, иногда – негативна.

Общаясь с ребенком, мы можем говорить, например: «Тебе нельзя ничего доверить!», «Ты ничего не делаешь вовремя!», «Из-за тебя мы опять опаздываем!» или «Здорово. Как тебе это удалось?», «Отличная идея! Что дальше?», «Это даже лучше, чем я ожидал!»

Таким образом, ребенок получает от взрослых отрицательную или положительную оценку своих действий, другими словами, обратную связь.

Обратная связь очень важна, потому что помогает узнать что-то новое о себе. Но иногда она оставляет негативные чувства и не помогает лучше учиться и осваивать жизненное пространство. Специалисты, занимающиеся обучением и подготовкой чемпионов, выяснили, что есть тип обратной связи, способствующий быстрому росту, развитию способностей и формированию мотивации на успех, и, наоборот, снижающий возможности обучения и формирующий мотивацию к избеганию неудач. Психологи, занимающиеся исследованиями в области детско-родительских отношений, выяснили, что в воспитании детей отрицательную обратную связь взрослые дают гораздо чаще, чем положительную. Почему так? Возможно, это особенности культуры и менталитета. лично мне больше нравится другая точка зрения. Назовем ее «плохой привычкой взрослых». Привычкой, которую мы переняли от своих родителей так же, как привычки ведения хозяйства или любые другие привычки общения. А это значит, что ее можно изменить. Известный психолог Милтон Эриксон утверждал, что любую привычку можно изменить за 21 день, если конечно поставить себе такую цель и четко следовать плану достижения.

1. Попробуйте поисследовать, сколько вы даете своему ребенку отрицательных и сколько положительных откликов в день.

2. Если «+» больше, чем «-» и вы и ваш ребенок чувствуете себя комфортно и уверенно в основных жизненных ситуациях, то вы, скорее всего, на правильном пути.

3. Если «-» больше, чем «+» и вы замечаете, что ваш ребенок испытывает дискомфорт и неуверенность в различных жизненных ситуациях, то попробуйте в течение дня удерживать фокус внимания на тех моментах, которые у ребенка получаются хорошо и отмечать их. Но положительные аспекты есть даже в том поведении ребенка, которое является для взрослых неудобным. Например, если ребенок находит в себе силы в чем-то противостоять вам и не соглашаться с вами, то позитивная сторона этого не только в том, что ваш ребенок доверяет вам. Но и в том, что он достаточно сильный по характеру и достаточно уверен в себе для того, чтобы противостоять взрослому, от которого он во многом еще зависит.

Правда, здесь очень важно сохранять чувство меры, чтобы стратегия не превратилась в попустительство. Ребенок так же, как и взрослый, несет ответственность за уважительное и корректное отношение к личности другого человека.

Возможно, скептики скажут, что если мы будем указывать детям только на то, что у них получается хорошо, и не будем говорить об ошибках, то мы можем их испортить. Дети не будут знать границ, потеряется контроль над ними. Конечно, важно указывать на ошибки и принимать меры при проступках.

Но сейчас я говорю о том, что для развития чувства успешности важно, чтобы позитивная обратная связь преобладала над негативной, тогда у ребенка будет накапливаться ощущение успеха.

Поначалу вам может быть сложно, но со временем умение давать позитивную обратную связь может превратиться в хорошую привычку, которую вы передадите своим детям.

Примеры позитивной обратной связи.

Гораздо лучше, чем я ожидал. Лучше, чем все, кого я знаю. Именно этого мы давно ждали. Это трогает меня до глубины души. Еще лучше, чем прежде. Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует. С каждым разом у тебя получается все лучше!

Молодец!- Хорошо! — Удивительно!- Великолепно!- Прекрасно! — Грандиозно! Незабываемо! — Потрясающе. Остроумно.- Поразительно. Неподражаемо! — Талантливо. Несравненно.- Красота!- Уже лучше.- Как в сказке. — Отлично!- Очень ясно. Ярко, образно. — Очень эффектно. Прекрасное начало. — Ты просто чудо. — Ты на верном пути.- Здорово!- Ух!!! — Поздравляю! Ты сегодня много сделал. Для меня нет никого красивее тебя. Научи меня делать так же. Ты в этом разобрался. Ты ловко это делаешь. Это как раз то, что нужно. Тут мне без тебя не обойтись. Я знал, что тебе это по силам. Ты мне нужен именно такой, какой есть. Никто мне не может заменить тебя. Я горжусь тем, что тебе это удалось. Я просто счастлив! Я сам не смог бы сделать лучше. Мне очень важна твоя помощь. Работать с тобой просто радость. Ты мне необходим. Я тобой горжусь. 

С уважением, педагог -психолог Кубешева Татьяна Владимировна.

1 год назад (отредактировано)
#

Изображение

Пять критериев готовности ребенка к школе

И что важно, а чего делать нельзя на первых порах его школьной жизни.

Иногда у меня спрашивают:«Сыну в январе будет 7 лет. Он уже умеет читать, писать, решает примеры. Если еще год будет ходить в садик, боимся, что потом ему будет скучно в школе. С другой стороны, может, еще маловат… Как поступить?».

Вопрос в том, когда лучше отдавать ребенка в школу, стоит перед многими родителями.

Готовность интеллектуальная — умение читать, писать, сообразительность, — конечно, важный показатель, но как обстоит дело с другими сторонами его развития, на которые не всегда обращают внимание не только родители, но и воспитатели? Готов ли ребенок к новой школьной жизни эмоционально, умеет ли он справляться с переживаниями, возможными трудностями и неудачами? Может ли он работать в большой группе, где внимание учителя не будет сосредоточено на нем одном? Умеет ли дружить, сможет ли занять достойное место среди сверстников?

Вот вопросы, на которые стоит ответить, принимая решение о том, отдавать ли ребенка в школу, где он, возможно, будет младше своих одноклассников.

К сожалению, в нашем опыте встречается слишком много случаев, когда ребенок, поступив в первый класс, еще не в состоянии достаточно хорошо контролировать свое поведение и эмоции, испытывает сложности в сфере общения. И тогда интеллектуальное развитие не помогает, слишком много сил уходит не на саму учебу, а на то, что ее сопровождает.

При оценке готовности ребенка к школе необходимо опираться на ряд критериев:

Первый критерий — умение ребенка регулировать свое поведение и эмоции.

Ребенок должен уметь усидеть на уроке 30–40 минут и при этом внимательно слушать учителя, понимать его объяснения и четко выполнять предлагаемые задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуациях неудачи, проигрыша, ссоры или конфликта, а также адекватно выражать свои эмоции и чувства.

Второй критерий — умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми людьми.

Важно, чтобы первоклассник умел налаживать отношения с разными ребятами, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Такому малышу легче найти друзей, он значительно комфортнее чувствует себя среди одноклассников. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя весьма отличаются от привычного отношения взрослых к дошкольнику. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник чувствовал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю — признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований и возлагаемых педагогом на него как на ученика обязанностей.

Третий критерий — уверенность ребенка в себе и адекватная оценка своих возможностей.

В школе многие задания связаны с проявлением способностей и знаний ученика перед всем классом. Ребенок должен говорить так, чтобы его слышали другие, уверенно и внятно излагать свои мысли и идеи, не пасовать перед классом. Школьная жизнь в основном связана с изучением чего-то нового, и, конечно, не все получается с первого раза, для достижения цели необходимо прикладывать усилия, терпеливо добиваться результата. Поэтому так важно, чтобы первоклассник не боялся проявлять себя, чтобы он экспериментировал, пробовал, старался, доводил начатое до конца, а не бросал на полпути. Поэтому ребенок должен иметь представление о том, что он знает и умеет делать хорошо, что у него получается, а также о том, что пока ему дается с трудом и над чем еще нужно поработать. Ведь во многом адекватность самооценки ребенка зависит от сознания собственных сил и возможностей, а также понимания своих слабых сторон, недостатков и способности их учитывать.

Четвертый критерий — интеллектуальная готовность.

Чаще всего именно данному критерию при поступлении в школу родители и воспитатели уделяют самое большое внимание. Конечно, хорошо, когда первоклассник знает буквы, умеет считать до десяти и может написать свое имя, имеет ряд знаний и представление о себе и об окружающем мире, может выделять и объяснять логику происходящего. Но интеллектуальная готовность, с психологической точки зрения — это не столько умение ребенка читать, писать и считать (чему, по сути дела, и учит начальная школа), сколько способность думать, запоминать и быть внимательным тогда, когда этого требует учитель.

Пятый критерий — желание ребенка идти в школу.

Это условие является одним из самых значимых. Поступление в первый класс — это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые и более серьезные требования, и необходимо, чтобы будущий первоклассник был готов к подобным изменениям. Поэтому часто психологи обращают внимание на то, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс была сформирована «внутренняя позиция школьника». Это можно рассматривать как понимание и принятие себя в роли ученика. Ведь желание идти в школу и заинтересованность во многом помогают ребенку справляться с трудностями и неудачами, которые могут произойти. Школьная жизнь требует усилий, это трудоемкий и повседневный труд. Не всегда все получается, не всегда хочется делать домашнее задание, можно устать от самой школы, одноклассников и учителя. Но если ребенок понимает важность и необходимость обучения в школе, он обязательно справится с трудностями и будет принимать помощь со стороны взрослых.

Конечно же, принятие решения о том, идти в школу в этом году или подождать еще год, — это ответственный родительский шаг, который в дальнейшем во многом определит успешность ребенка в школе. В решении этого вопроса необходим комплексный подход. Важно учитывать, как мнения людей, которые чаще всего взаимодействуют с ребенком (родителей, руководителя кружков, спортивных секций), так и точку зрения специалистов (психологов, педагогов, невропатологов, воспитателей). Только благодаря такому совместному подходу можно, взвесив все «за» и «против», принять правильное для ребенка решение.

Еще один из актуальных вопросов: «Осенью наш сын пойдет в школу. Очень волнуемся, как он справится с этим событием. Хочется подготовить ребенка получше, позаниматься летом. Что вы посоветуете?»

Поступление в первый класс — значимое и важное событие в жизни ребенка.

У него начнется действительно новая жизнь, с иными правилами, нагрузками, режимом. Ему придется решить множество задач: познакомиться с новыми людьми, приобрести друзей, научиться организовывать свое время, привыкнуть к новому распорядку. Помощь взрослых, конечно, важна для малыша в этот период. И прежде всего, ему необходимы поддержка и внимание, а не давление и родительские тревоги.

Интересоваться делами первоклассника следует не эмоционально и бурно, переживая первые неудачи, а обсуждая, что можно сделать, чтобы исправить отметку, подружиться с тем, кто нравится, не бояться отвечать у доски … Ни в коем случае не стоит сравнивать достижения ребенка с успехами одноклассников: не спрашивайте его о том, как написали контрольную другие ребята или кто еще не смог решить задачу. Для ребенка самым полезным становится сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним, ведь даже если успехи не очень значительны, всегда есть продвижение и развитие. Такой подход помогает ребенку поверить в свои силы.

А последним «воистину детским» летом будущему ученику важно просто набраться сил, в первую очередь физических, и хорошо отдохнуть. Заниматься чтением, письмом, математикой, конечно, можно, но перегружать ребенка не стоит. Очень важно, чтобы у него не пропало желание и интерес к учебе, а за знаниями и умениями он отправится осенью.

С уважением, педагог – психолог Кубешева Татьяна Владимировна.

Изображение

Родительское программирование как источник социально-психологических проблем ребенка.

Семья играет первостепенную роль в формировании личности ребенка независимо от воли и даже сознания родителей. В сущности, взрослые уже своим поведением способны программировать поведение ребенка на годы вперед. Э. Берн по этому поводу пишет: «С первых месяцев жизни ребенка учат не только, что делать, но и что видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. И кроме всего этого, ему также говорят, будет ли он победителем или неудачником и как кончится его жизнь».

Проблема программирования — это проблема семей, не отдающих себе отчета в целях своего воспитательного воздействия. Родителям, на наш взгляд, важнее всего внести для себя ясность в то, каким они хотят видеть своего сына или дочь — ориентированного на пользу, прежде всего для себя, или — для своих близких, или — ощущающего свою социальную ответственность перед знакомыми и незнакомыми людьми. Хотят ли они видеть его альтруистом или эгоистом, манипулятором или актуализатором (т.е. склонному относиться к другому человеку, как к самому себе).

Р.В. Овчарова считает, что некоторые, наиболее типичные, способы коммуникации родителей с детьми вызывает определенные эффекты, которые оказывают влияние на развитие ребенка.

Нерешенные психологические проблемы родители проецируют на своих детей. Родительские директивы (то, чему учат родители детей) — скрытые приказания, неясно выраженные в словах или действиях родителя, за неисполнение которых ребенок не будет наказан явно, а будут наказан косвенно собственным чувством вины перед родителем, давшим данную директиву.

Таковы некоторые родительские директивы, их скрытый смысл и влияние на психоэмоциональное развитие ребенка.

Родительские директивы.

1. «Не живи»

Родители «уничтожают» ребенка: «Глаза бы мои тебя не видели», «Мне не нужен такой плохой мальчик», «Сколько тревог ты мне принес» (обвинения родителей).

Скрытый смысл: легче управлять ребенком, так как у него возникает чувство вины, он искренне верит, что является «источник проблем». Данная директива несет деструктивный (неразрешимый) характер, и с возрастом детская вина усугубляется, что позволяет взрослым манипулировать ребенком. Он делает для себя вывод: «Лучше бы меня не было».

В подростковом возрасте для несовершеннолетнего вероятно провоцирующее и опасное поведение, скрытый мотив которого — суицид. О таких людях часто говорят: «Ходит над пропастью», т.к. они слабы в случае несчастья, жизнь для них ничего не значит. Саморазрушительное поведение, хотя и неосознанное, характерно для этих людей. В школе эти дети очень шумные, и наказание за такое поведение снимает с них чувство вины. Именно это чувство является базовым у преступников. Они, например, в этом случае делают наколки типа «Не забуду мать родную».

Все это не дает возможности таким детям реализовать свои способности, желания.

Для взрослых директива «не живи» работает, как необходимость постоянного доказательства, что человек чего-то стоит, и у него возникает ощущение никчемности существования.

2. «Не будь ребенком»

Достаточно часто встречается фраза родителей: «Что ты ведешь себя, как маленький». При этом делается акцент на том, что детское состояние — плохо, а состояние взрослости оценивается положительно. Данная директива является причиной комплексов, как правило, у старших детей в семье и у единственного ребенка. Например, единственный сын у одинокой матери: «Скорее бы ты стал большим». Это приводит к тому, что во взрослой жизни люди берут на себя слишком много обязательств, у них возникают трудности в общении со своими детьми, поскольку им легче вовлекать ребенка в свои заботы и дела, чем входить в его состояние детства.

3. «Не расти»

Данная директива чаще встречается в семьях с единственным или младшим ребенком. Директивы в этих семьях могут быть противоречивыми: «Ты еще мала, чтобы красится», «Мама тебя никогда не бросит».

4. «Не думай»

Часто встречающиеся в речи взрослых фразы: «Не умничай», «Делай, что говорят», «Я лучше знаю, что надо делать». Дети начинают испытывать недоверие к своим интеллектуальным способностям, чувствуют опустошенность сознания.

Выделяется еще один вариант директивы: «Не думай о чем-то конкретном», когда родители лишают ребенка возможности принимать рациональное решение. Например, мать говорит сыну: «Забудь …». (Последствия: в будущем ребенок может быть забывчивым). Коррекционным воздействием может быть научение ребенка делать паузу между рассуждениями и действиями.

5.«Не чувствуй»

Существует два варианта программирования.

По отношению к чувствам (например, «Как тебе не стыдно бояться собаки?», «Как ты можешь злиться на папу?»). Такие эмоции, как гнев, страх, обида, находятся под запретом. Это эмоции обладают силой разрушения внутренней гармонии личности. Впоследствии человек не может вербализировать (высказать словами) свои чувства.

По отношению к ощущениям (например, «Подумаешь, какой-то синяк»). Родители не принимают во внимание физическую боль, ощущения ребенка, что в будущем у него утрачивается способность к безопасности. Последствия: утрачивается контроль над телом (как одно из проявлений — ожирение).

6. «Не достигай успеха» (например, «У тебя все равно ничего не получится!»). Ребенок трудолюбив, старателен, но свои достижения считает незаслуженными. Причиной данного отношения к ребенку может быть скрытая зависть родителя.

7. «Не будь лидером» (например, «Всегда тебе больше всех надо», «Не высовывайся!»). В этом случае родители скорее всего сами имеют заниженную самооценку и обеспокоены тем, что ребенку будут завидовать сверстники или недолюбливать его.

8. «Не принадлежи»

Иначе эту директиву можно перефразировать так: «Не принадлежи никому, кроме меня». Родители ограничивают свое общение, сужая его только до членов семьи. Они подчеркивают уникальность ребенка, тем самым формируя у него «Я — идеальное». Со временем его самооценка входит в норму, но человек не умеет устанавливать эмоциональные связи, чувствует себя не таким, как все. Он добивается больших результатов, работая один, вне группы.

9. «Не будь близким» (например, «Никому не верь, кроме меня», «Кто, кроме меня, скажет тебе правду?»). Данная директива учит ребенка не доверять другим, считать, что любая близость,

откровение для него опасны. Последствия: человек не умеет определять, можно ли доверять другим, нечувствителен ко лжи или, наоборот, подозрителен во всем.

10. «Не делай» (например, «Не делай сам — опасно!», «Я сама сделаю», «Дай, я помогу», «Не делай сам, подожди меня».) С такими опасениями родители обращаются к младшим и «поздним» детям в семье. Последствия: чувство страха в начале каждого дела, оттягивание любой работы. Корректирующее воздействие: давать детям право на ошибку.

11.«Не будь самим собой»

А. Недовольство полом ребенка ( например, папа мечтал, что у него родится сын, а на свет появляется девочка, которую отец воспитывает, как мальчика, то есть учит верховой езде, водить машину, сдерживать свои эмоции и т.п.).

Б. «Будь похожим на …» (например, «Ты можешь лучше», «Стремись к идеалу.»). Эти фразы родителей выражают недовольство, желание, чтобы их ребенок превосходил других. Последствия: человек постоянно недоволен собой. Корректирующее воздействие: ориентировать человека на конкретный результат, давать объективную положительную оценку.

12. «Не чувствуй себя хорошо» (например, «Ты у меня такой слабенький, а закончил четверть с хорошими оценками»).

Дети воспитываются в культе болезни. Ребенок привыкает, что на него обращают больше внимание из-за его болезни, а главный акцент в любом разговоре делается на недуг. Он действительно плохо себя чувствует, развивая этим чувство вины у других, повышая собственную самооценку.

Обобщая все вышесказанное, отметим, что директивы выгодны для родителей и позволяют манипулировать ребенком. От директив невозможно избавиться, но знание их помогает избежать роковых ошибок в воспитании собственных детей и контролировать общение с ними.

С уважением, Кубешева Татьяна Владимировна, педагог — психолог.