Рейтинг: 2
Создана: 1 год назад
Владелец: Администратор

Блог учителя-логопеда

Стена группы

Загрузка...
25 дней назад (отредактировано)
#

Рекомендации учителя-логопеда для родителей 

на летний период.

                                     

                            Уважаемые родители!

        Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям и летом не стоит забывать о речевых проблемах своих детей. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребёнка, он легко может их вновь утратить, и всё придётся начинать сначала. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные.

Упражнения для автоматизации звуков:

  1. Выполняйте артикуляционную гимнастику (см. Индивидуальную тетрадь).
  2. Следите за звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа может пойти насмарку: звуки могут «потеряться» (исчезнуть из громкой речи), тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
  3. Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение!

Упражнения для развития речевого дыхания:

  1. Выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики;
  2. Надувать шарики, надувные игрушки;
  3. Дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;
  4. Сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;
  5. Играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).

Упражнения для развития общей и мелкой моторики рук:

  1. Делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной, двух ногах;
  2. Выполнять массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;
  3. Лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;
  4. Вырезать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;
  5. Расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.

Упражнения для развития фонематического слуха и слоговой структуры слова

  1. «Поймать» заданный звук среди других звуков.
  2. Назвать слово на заданный звук.
  3. Назвать первый (последний) звук в заданном слове.
  4. Определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце).
  5. Назвать в заданном слове только гласные звуки.
  6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  7. Определить количество слогов в слове и их последовательность. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?)
  8. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: со-ба-ка).

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи:

  1. Упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
  2. Упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы сумка- сумочка и т. д.)
  3. Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …
  4. Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  5. Назови детенышей животных: кто у овцы – ягнёнок, у коровы — …, у слонихи — …, и т.д.
  6. Если кораблик из бумаги, значит он (какой?) бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  7. У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  8. Если днём жара, то день жаркий, а если мороз — …, ветер — …, дождь -… и т.д.
  9. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
  10. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка:

  1. Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.
  2. Сочиняйте стихи, рифмы.
  3. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.
  4. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением, близкие по значению»
  5. Объяснять переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Упражнения на развитие связной речи

  1. Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
  2. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.
  3. Расспрашивайте о важных для него событиях.
  4. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.
  5. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
  6. Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составляйте предложений по заданным словам и т.д.
  7. Читайте книги, журналы; учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.

Желаю приятного отдыха и успехов!

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников

     Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Последнее – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства. Особенно актуальна эта проблема для детей с нарушениями речи на занятиях с учителем — логопедом. 

     В предыдущих постах предлагались игры, которые способствуют постепенному развитию фонематических процессов. Эти игры шли в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умения ребенка различать неречевые звуки. Затем для развития слуха, т.е. умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

     Задачей данного этапа является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа. Игры, предлагаемые на этом этапе, подбираются по принципу «от простого к сложному». Сначала учим детей определять наличие /отсутствие звука в слове, затем первый звук, последний и т.д. Можно использовать такие игры как «Прочитай по первым буквам», «Поймай звук».

Затем дети должны научиться определять позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце. Обозначать можно хлопками, выкладывать бусинки, счетные палочки, природные материалы и т.д. Можно предложить такие игры, как «Где живет звук?», «Домики для звуков» и т.д.

Ребенок учится определять количество звуков в слове, анализируя звуко – буквенный состав (согласный – гласный; твердый согласный – мягкий согласный и т.д.) На занятиях по автоматизации поставленных звуков дошкольники определяют позицию заданного звука в слове.

Следующая операция: деление слов на слоги (различными кинестетическими способами): отхлопывание ладошками, контроль правой рукой за опускаемым подбородком и т.д.

Умение делить слова на слоги сыграет свою положительную роль при отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку; ребенок не “потеряет” ни одной буквы при чтении и письме, т.к. он приучен выделять в слове все звуки: от первого до последнего.

      Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи при обучении в школе.

     Главная роль в развитии способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у ребенка трудности с речью. Позволю напомнить, что даже самые серьезные нарушения речи устранимы, если грамотно, с терпением и любовью заниматься с малышом.

2 месяца назад (отредактировано)
#

«И про это, и про то пишет Агния Барто!»

К 115-летию со дня рождения великой детской писательницы Агнии Львовны Барто детская библиотека № 31 «Алые паруса» провела творческий онлайн конкурс чтецов «И про это, и про то пишет Агния Барто» среди воспитанников детских садов микрорайона Ново-ленино города Иркутска.

Воспитанники нашего детского сада приняли участие в этом замечательном конкурсе и получили памятные грамоты. Поздравляем Горянскую Аню (группа №10) и Юшкевич Юру (группа №9)!

Уважаемые родители, в комментариях вы можете рассказать: любили ли вы А.Барто в детстве? Читаете ли вы её стихи своим детям?

2 месяца назад (отредактировано)
#

Лексическая тема «Космос»

1. Родителям необходимо: объяснить детям, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник; Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов икосмической техники; Рассказать детям о первом космонавте — Ю.Гагарине.Рассказать детям, для чего нужны космонавты.

2. Загадать загадки и найти отгадки

Планета голубая, Любимая, родная.Она твоя, она моя, А называется...(Земля)Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть.Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам...(Луна)Человек сидит в ракете.Смело в небо он летит, И на нас в своем скафандреОн из космоса глядит. (космонавт)
Бродит одинокоОгненное око.Всюду, где бывает, Взглядом согревает.(Солнце)Чтобы глаз вооружитьИ со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтобНужен мощный...(телескоп)В чёрном небе до зариТускло светят Фонари.Фонари — ФонарикиМеньше, чем комарики...(звёзды)
Самый первый в КосмосеЛетел с огромной скоростьюОтважный русский пареньНаш космонавт… .(Гагарин)Хвост ярким пламенем горит, Она по воздуху летит, Прощай любимая планета, НаМарс везёт меня… (ракета)Космонавт, проверив трос, Что-то надевает, Та одежда припасетИ тепло, и кислород .(скафандр)

            

3. Согласование существительных с числительными «Звездочёт»

Помоги звездочёту
сосчитать все,
что находится в небе,
напиши в квадрате
нужную цифру
и назови сколько
предметов
увидел звездочёт?
Пример: «Звездочёт увидел
четыре звезды… и т.д.» (звезда, космонавт,
спутник, ракета, комета)

 4. Работа с деформированным предложением «Исправь ошибки Марсианина»

Руки моют Вову;
Рыба ловит лису;
Башня строит Ваню;
Цветок рисует девочку;
Чай пьет Аню;
Гриб нашёл ёжика.

5. Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов с существительными   во множественном числе «Что видят Ваня и Маша из космоса?» Пример: «на земле ямы, а из космоса… ямки....» (деревья-деревца, реки-речки… кусты, цветы, лужи, дороги, тропы, горы, леса..)

6. Совершенствование слоговой структуры слова «Кому подарки?». Космонавт встретил в космосе инопланетян и подарил им подарки- одноглазому, те в названии которых один слог, двуглазому-два слога, трехглазому-три. Соедини предметы с нужными летающими тарелками (1 слог-нож, мяч, торт; 2 слога-лей-ка, шап-ка, ар-буз; 3 слога- кон-фе-ты, ру- баш-ка, те-ле-фон)

7. Развитие чувства ритма. Незнайка полетел на Луну, помоги его друзьям передать ему радиограммы. Повтори движения (стукни, хлопни, топни) как указано в прямоугольниках.

8. Развитие связной речи. Послушай рассказ, ответь на вопросы, расскажи, что запомнил.«Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, и стоит на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе.Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца, а в Солнечной системе девять планет.На небе видны созвездия, можно найти Большую Медведицу и Малую Медведицу.Человек всегда мечтал полететь к звездам.Сначала на ракете отправились собаки-испытатели Белка и Стрелка.Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Гагарин.»

Ответь на вопросы:

• назови профессию человека, который летает в космос;

• назови имя и фамилию первого космонавта Земли;

• назови клички собак, которые первыми полетели в космос;

• расскажи, как древние люди представляли себе нашу планету?

• ответь: как называется спутник Земли, который мы можем наблюдать каждую ночь?

• ответь: вокруг чего вращаются все планеты Солнечной системы?

• ответь, почему нашу Землю называют так: голубая планета;