Детские способности в ответах и вопросах

Блог педагога-психолога

Детские способности в ответах и вопросах

Что такое одарённость и способности?

В современной педагогике представлены две точки зрения на одарённость

В настоящее время в современной науке существуют десятки определений одарённости. Приведём некоторые из них. Какое определение, на ваш взгляд, наиболее точно раскрывает данное понятие?

  • Одаренность — это чрезвычайно разнообразные сочетания способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности (Б.М.Теплов, российский психолог);
  • Одаренность – это высокий уровень развития каких – либо способностей, а одарённые дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями (В.С.Юркевич, российский психолог);
  • Одаренность – развивающееся творчество. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации, которая у одаренного ребенка доминирует над другими типами мотивации (РАО,2001).

Все приведенные выше определения имеют одну общую основу: одаренный ребенок имеет предпосылки или уже выделяется яркими достижениями в определённых видах деятельности.

Среди понятия «одарённость» выделяются понятия «общая одарённость и «специальная одарённость». Разницу между двумя понятиями легко понять на примере дерева, корни которого-общие способности, общая основа, из которой со временем станут произрастать ветви- способности в узких видах деятельности:

Общие способности

Модель дерева помогает представить взаимосвязь общих и специальных способностей.


Каждый ли ребенок является одарённым?


Ребенок — это личность, имеющая потенциал интеллектуального и творческого развития, поэтому каждый ребёнок является одарённым, получившим от природы и родителей бесценный «дар», ресурсы для личностного развития. Французский просветитель Дидро в своё время сказал, что гении падают с неба. Иногда им повезёт упасть к воротам дворца, но чаще они пролетают мимо. Поэтому главная задача и родителей, и образовательного учреждения — вовремя увидеть в ребёнке черты одарённости и помочь им развиться.

От чего зависит развитие одарённости у детей?

Развитие одарённости зависит в первую очередь от природных задатков и от среды, которая окружает ребёнка. Карл Витте считал, что любой ребёнок способен стать гением. Ребёнок, которому взрослые помогают развить способности, обойдёт тех, у кого их было больше от природы, но развитием их никто не занимался. И разница между такими детьми может стать огромной. Влияние на ребенка среды (интеллектуальной и эмоциональной) огромно. Ни один ребенок не будет развиваться там, где ему плохо, где он испытывает дискомфорт, где отсутствует ситуация успеха.

В какой деятельности развивается одарённость?

Характер деятельности зависит от вида одарённости, но в любом случае она должна быть творческой. Творчество маленького ребёнка проявляется в том, что он, выполняя задание, привносит что-то свое. Ключевыми путями развития одарённости являются коллекционирование, создание проектов, театрализация, исследования, эксперименты, легоконструирование, участие в интеллектуальных конкурсах. В работе с детьми следует чаще использовать «мозговой штурм», позволяющий найти множество решений какой-либо проблеме. При этом необходимо оценивать не качество ответов, а их количество, воздерживаясь от критики и оценки.

Каковы условия развития одарённости?

Для развития одарённости особую важность представляет одно обязательное условие: деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость и удовольствие. Если ребёнок увлечён — задатки развиваются, если нет радости от деятельности — способностей не будет. Специалист в области детской одарённости, психолог В.С.Юркевич, считает, что от длительных, но безрадостныхзанятий будет всё, что угодно -пятёрки, похвалы, даже, если хотите, знания, но не будет главного – способностей. Начинать учение ребенка надо с радости познания, только на этом фоне можно развить способности. Это не значит, конечно, что учение должно быть только радостью. Чем старше ребенок, тем больше элементов обязательности, даже принуждения (лучше самопринуждения) надо вводить в учение. Но начало, когда ученье, иначе говоря, организованная умственная деятельность, только начинается, должно обязательно быть приятным, радостным для ребенка. Иначе ни о каких способностях не приходится говорить.

В связи с этим формула одарённости будет выглядеть примерно так:

Формула одарённости

Одарённость = Могу + Хочу


21:28
1177
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!