Консультация для родителей, имеющих детей до трех лет

Блог учителя-логопеда Бережной Д.А.

Консультация для родителей, имеющих детей до трех лет

СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧИ ОТ ГОДА ДО 2,5 ЛЕТ

1. Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» — положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр (машина) аааа (спать) бах(упал)

2. Стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: «Кто пришел, кто это, позови маму». Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами «Как Ваня упал? Бах!» Ориентировочный возраст — с года до полутора лет

3. Наблюдая за з игрой ребенка, запишите его «речевую продукцию»

Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл) Имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла)

Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.: МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га

4. Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов:

Слово звукоподражание :

Барабан — бам-бам-бам

Упал — бах, бабах

Качаться, качели — кач-кач

Дождик — кап-кап
Гусь — га-га-га
Лягушка — ква-ква
Дай, дать? — дай
Собака — ав-ав
Ворона — кар-кар
Спать — а-а-а, бай-бай

Возможно, ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.

3 и 4 — приблизительно в полтора года

5. Появление слов взрослого лексикона:

Бабака (собака)

Титики (часики)

Моти (смотри)

Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком»

Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала)

Приблизительный возраст начала этого этапа — 1 год 8 месяцев.

Для появления слов взрослого лексикона можно поиграть в игру «Повторялки»

Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит «Большая», говорит «аяя» и все довольны, вместо слова «трактор», говорит «такта», или «тата» и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста.

Есть дети, которые думают так:

«Я не умею говорить „большая“, и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию».

Что делать? Мы не можем попросить «скажи „аяя“, предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать „кусочек взрослого слова.

ПРАВИЛА:

• Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!»

• Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка

Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа).

• Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га»

• Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного)

• Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.

• Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить.

Делайте это в таком порядке:

1. Знакомый слог

2. Новый слог

3. Новый слог (тот же)

4. Знакомый слог

5. Знакомый слог.

Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.

Указана неверная ссылка
10:39
978
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!