Лексическая тема «9 мая – день Победы»

Блог учителя-логопеда Бережной Д.А.

Лексическая тема «9 мая – день  Победы»
1.побеседуйте с ребенком:
 Есть события и даты, которые глубоко отпечатались в истории всего человечества. О них пишут книги, сочиняют стихи и музыку. Главное же — о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашисткой Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин. В День Победы — 9 мая чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался в живых.
   РАССКАЖИТЕ детям:
какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы»; о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации в книгах.
ВСПОМНИТЕ, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках, фотографии родственников (дома).

2.Артикуляционная гимнастика 

1.Для губ, щек: 
•«Парашют» (Чередование трубочка (парашют закрыт, рупор (раскрыт)выполнять под счет до 10 раз)
2. Для языка:
•«Пулеметчик» (Улыбнуться, слегка приоткрыть рот, постучать кончикам языка за верхними зубами произнося тттт, медленно и постепенно наращивая темп.)
•«Почистим пулемет» (выполнять «чистим зубки»)
•«выстрел из пушки» (рот приоткрыт, положить язык на верхнюю губу и про-изводить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, следить, чтобы язык не отрывался от губы, сначала медленно, затем  наращивая темп, произнося бблббл)
3. Упражнение на дыхание.
•«Воздушный десант» (положения языка чашечка- язык прижат к верхним боковым зубам, между кончиком языка и верхними зубами щель, подули в нее) (у каждого ребенка парашютист)

3 Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)
 «Солдаты»
На горах высоких (соединяют поочередно одноименные пальцы на правой и левой руках)
На степном просторе (разъединяют пальцы, запястья рук в месте)
Охраняет нашу Родину солдат (ударяют по столу кулак ребро)
Он взлетает в небо (запястья рук скрещены, крылья самолета)
Он уходит в море (указательными пальчиками правой и левой рук на столе рисуем волны)
Не страшны защитнику (ударяют по столу кулак ребро)
Дождь и снегопад (руки спокойно лежат на столе)

4.Коррекция речи с движениями 

«Капитан».
Матросская шапка веревка в руке – марширует по кругу
Тяну я кораблик по быстрой реке – марширует в обратном направлении.
И скачут лягушки за мной по пятам – выполняет прыжки, сидя на корточках.
И просят меня «Прокати, капитан!» — встает и отдает честь.

5.Гимнастика для глаз (укрепление мышц глаз) 
«Стрельба глазами».
 Отводить глаза до упора влево и вправо (по 8-10 раз) не доводя их до утомления.


6 .     игры и упражнения:  
Упражнение «Один — много»
Солдат – солдаты – много солдат
Ветеран – ветераны – много ветеранов
Враг-
Танкист -
Герой -
Награда –

Упражнение «Сосчитай до пяти» 
Один храбрый солдат, два храбрых солдата … …. пять храбрых солдат-
Одна золотая медаль   - Один красивый обелиск –

Упражнение «Скажи по-другому»
(учимся подбирать синонимы).
Смелый — храбрый,
Отважный — …
Геройский 

Упражнение «Скажи наоборот»
(учимся подбирать антонимы).
Смелый — трусливый.
Враг -.
Мир -.

«Учимся подбирать однокоренные слова»
Герой — геройский, героический, героизм.
Защита — защитник, защищать, защищенный.

Познакомить ребенка с пословицей и объясните её значение
«Мир строит, а война разрушает».

Упражнение «Вставь пропущенный предлог»
 Военные лётчики защищали нашу Родину … небе. Моряки воевали … врагом … море.
Танкисты сражались …танке.
Пограничники охраняли нашу Родину … границе.
Артиллеристы стреляли из пушек … фашистским танкам.

 «Отгадай загадки»:
Он поднимает в небеса
Свою стальную птицу.
Он видит горы и леса,
Воздушные границы.
Зачем летит он в вышину?
Чтоб защищать свою страну! (Военный лётчик)
Он защищает рубежи
И рощу, и дубраву,
Оберегает поле ржи,
Далёкую заставу.
И долг военного такой:
Хранить покой и твой, и мой. (Пограничник)
Его машина вся в броне,
Как будто черепаха.
Ведь на войне как на войне,
Здесь не должно быть страха!
Ствол орудийный впереди:
Опасно! Враг не подходи…. (Танкист)
Из ограды ствол торчит,
Беспощадно он строчит.
Кто догадлив, тот поймет
То, что это (Пулемет)
Нрав у злодейки буйный, злой,
А прозывается ручной.
Но совсем не виновата
В этом грозная (Граната)

Предложите  ребёнку ответить на вопросы:
— Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
— В какой стране мы живём?
-Что такое государство? Родина?
-Что такое граница?
— Почему нужно охранять Родину?
— Почему День Победы отмечают 9 мая?
— Почему в этот день поздравляют ветеранов?

  с ребенком составьте рассказ на тему «9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ» 
 Примерный план рассказа:
— Прошло много лет после этой войны, но люди помнят о героях, …
— Этому событию посвящено много фильмов, … (чего ещё)
— Не все герои остались живы, очень многие …
— Им поставлены …
— В их честь горит …
— К Вечному огню люди возлагают …
— В этот день проходит военный …

«Расширение словарного запаса детей»: 
война, враг, фашисты, победа, победитель, мир, герой, защитники, солдаты, офицеры, ветераны, армия, медаль, Родина, граница, военный, пограничник, летчик, моряк; бомбили, разрушали, защищали, погибали, побеждали; Великая, Отечественная, жестокая, страшная

«Закончи предложения»
9 Мая — …                                                                       
Все поздравляют ветеранов с …
В этот день ветеранам дарят …
Люди идут возлагать цветы к …
У Вечного огня уже лежит  много …
На Красной площади проходит …

«Здесь, а там»
Здесь солдат, а там солдаты
Здесь воин, а там …
Здесь ветеран, а там …
Здесь герой, а там  …


«Добавь слоги»
Наши солдаты сме…, отваж…, силь…, бесстраш…, решитель…, ум…, храб…

8.«Что делали наши ветераны на войне?»
Во время Великой Отечественной войны наши ветераны воева …, 
Родину защища …, сража…, с врагом би…, в боях погиба …

9.«Сосчитай до 5»
Один орден, два … три … четыре … пять …
Одна медаль, две … три … четыре … пять …
Одна награда, две … три … четыре … пять…

Упражнение на развитие речевого слуха. Игра «Что лишнее?».
1.Войн, воинский, воет, война.
2. Рана, раненый, охрана, ранение.
3. Генерал, майор, автомат, полковник.
4.Снайпер, сапёр, танкист, артист.


Прочитать стихотворение 

Фронтовая сестричка
Пушки грохочут, пули свистят,
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка: «Давай поддержу,
Рану твою перевяжу».
Всё позабыла: опасность и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла. (Т. А. Шорыгиной)

Еще тогда нас не было на свете 
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Еще тогда нас не было на свете, 
Когда в военной буре огневой,
Судьбу, решая будущих столетий, 
Вы бой вели, священный бой!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем! (Владимов Михаил)

Указана неверная ссылка
10:50
1.53K
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!