Возрастные речевые особенности детей подготовительной группы.

Блог учителя-логопеда Бережной Д.А.

Возрастные речевые особенности детей подготовительной группы.
Особенности развития речи дошкольников 6 – 7 лет
Все компоненты речи — словарный запас, грамматический строй, произношение, связность — выходят на новый уровень, ведь они составляют фундамент для успешной учебы.

Словарный запас ребят  Первый критерий оценки развития речи.
Дошкольники знают от 4-х до 7-ми тысяч слов. Из них 70% они используют постоянно. Слова из пассивного словаря не используют, поскольку не понимают их значения.
Ребята знают названия дней недели, месяцев, праздников, времен года, городов; величины, числительные до 100; профессии, виды спорта; имена, другие данные о родственниках; части тела, цвета, оттенки; явления природы; предметы быта; растения, животных; могут назвать эмоции, чувства.

Грамматический строй предложений Второй критерий оценки развития речи.
Ребята говорят развернуто, сложными предложениями. В их речи встречаются ошибки, но редко. Они составляют новые слова из других, изменяют по родам, падежам, числам. Справляются с образованием сложных форм существительных, глаголов, прилагательных.

Связность речи ребят. Третий критерий оценки развития речи.
 Дошкольники говорят последовательно, связно, логично. Ведут монолог, диалог. Много фантазируют, сочиняют яркие рассказы. Могут пересказать сюжет книги или фильма, составить увлекательный рассказ по картинкам.

Фонетика: произношение звуков. Четвертый критерий оценки развития речи у детей 6 – 7 лет.
Ребята не только правильно выговаривают звуки, могут вычленить их в потоке речи, определить их местонахождение в конкретном слове. Они подбирают слова, которые начинаются заданным звуком, различают близкие по звучанию слова («рак» — «мак»). Но пока остаются трудности различения парных «ш» — «ж», «ц» — «с», «с» — «ш». Различают и управляют тембром, громкостью голоса, определяют источник шума, изображают звуки природы, животных. Могут делить слова на слоги, отличают согласные от гласных.

Достаточное развитие речи, всех ее компонентов закладывает основу для дальнейшего обучения чтению, письму.

Нормы речевого развития
Вот какие нормы установлены для развития речи у детей 6 – 7 лет:
1.Словарный запас — 4000 – 7000 слов. Из них преобладают существительные;
2.Может подбирать антонимы, синонимы;
3.Говорит сложносочиненными, сложноподчиненными предложениями;
4.Ребенок 6 лет согласует и сочетает слова по смыслу;
5.Говорит выразительно, эмоционально, понимает, использует вопросительную, восклицательную формы;
6.Использует союзы;
7.Речь связная, логичная, последовательная;
8.Четко выговаривает все звуки, не «глотает» окончания слов — артикуляция хорошая;
9.Понимает образные выражения, например «солнечная улыбка»;
10.Склоняет по роду, числу, падежу слова;
11.Выделяет главное в рассказе, второстепенное может опустить;
12.Пересказывает сюжеты книг, фильмов — содержательно, емко, логично;
13.Ребенок 6 лет может объяснить значение знакомого слова;
14.Образует существительные с суффиксами, глаголы с приставками;
15.Оперирует сравнительной, превосходной степенями прилагательных, составляет их (например, «глубокий — глубже — более глубокий — самый глубокий — глубже всех»).
16.Понимает, может оценить эмоцию, которую переживает;
17.Выделяет 4-й лишний.
Ребенок 7 лет может строить предложения любой сложности, пишет и читает по слогам.
Развитие речи у детей 6 – 7 лет происходит в процессе игры. Они полноценно используют ее как средство коммуникации со сверстниками, взрослыми. В школе же она станет средством овладения новым видом деятельности — учебной. Вот почему так важно развивать навыки с раннего детства.
Если у ребёнка всё ещё остаются недостатки произношения каких-либо звуков, то необходимо исправить их до поступления в школу. Так как недостатки устной речи могут стать препятствием к успешному обучению ребёнка чтению и письму, стать причиной возникновения дисграфии и дислексии.
Итак, в каких же случаях необходимо обратиться за консультацией к логопеду?
1. Если ребёнок испытывает трудности при произношении каких-либо звуков (смягчает, заменяет, искажает или звук отсутствует в речи).
2. Речь ребёнка не понятна окружающим (часто «сюсюкает», «каша во рту», глотает окончания и т.п.).
3. Говорит очень быстро на вдохе, наблюдается заикание или запинки в речи.
4. Выраженные нарушения строения и подвижности органов артикуляции (асимметрия губ, языка, повышенное слюнотечение, межзубное произношение большинства звуков, недостаточная подвижность языка: ребёнок не может вытянуть язык вперед, повернуть влево, вправо, поднять вверх и т.д.).
5. Маленький словарный запас. Не знает и не использует в речи обобщающие понятия («посуда», «мебель», «насекомые» и т.д.).
6. Ребёнок не умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже, образовывать слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом, затрудняется в употреблении предложно-падежных конструкций. Наблюдается большое количество аграмматизмов в речи.
7. Не умеет связно выражать свои мысли. Затрудняется в составлении предложения, рассказа по сюжетной картинке, серии сюжетных картин. Не может последовательно пересказать, прочитанные ему, небольшой рассказ или сказку.
Родителям необходимо помнить, что чем раньше будет начата коррекционная логопедическая работа, тем она эффективнее!

08:24
69
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!