Задания на развитие лексики, грамматики и связной речи по лексической теме "Насекомые"

Блог учителя-логопеда Бережной Д.А.

Задания на развитие лексики, грамматики и связной речи по лексической теме "Насекомые"
Лексическая тема « Насекомые» 

1.Развитие общей моторики
 
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – красиво покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре полетела.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Раз, два – высоко,
Прыгай на носках легко. 
(Движение по тексту)

2. Пальчиковая гимнастика
Две сороконожки
Бежали по дорожке.
Бежали, бежали,
Друг дружку повстречали,
Так друг дружку обнимали,
Что едва мы их разняли.
3.Работа над звуковой стороной речи
«Повтори чистоговорки»:
За-за-за, вот порхает стрекоза.
Ры-ры-ры, прилетели комары.
Чок-чок-чок, по листу ползет жучок.
Вей-вей-вей, прибежал к нам муравей.
Со словами мы играем, 
И слова мы удлиняем: Стре-ко-за, за-за-за (5 хлопков), 
Му-ра-вей, вей-вей-вей.
Свер-чок, чок-чок-чок (4 хлопка), 
Ба-боч-ка, ка-ка-ка. И т.д

понедельник
1. Пополнять словарный запас детей по теме  «Насекомые»;
Рассказать детям про образ жизни насекомых; чем они питаются; маскировка насекомых; их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука); где живут (норка, улей, дупло, муравейник); их вред и польза.
2. Игры и упражнения
Четвертый лишний
*Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
• заяц, еж, лиса, шмель;
• трясогузка, паук, скворец, сорока;
• бабочка, стрекоза, енот, пчела;
• кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
• пчела, стрекоза, шмель, бабочка;
• таракан, муха, пчела, майский жук;
• стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

вторник
1. Накопление глагольного словаря. 
2. Игры и упражнения
• «Подбери слово». Подбор глаголов к слову насекомые: летают, порхают, ползают, прыгают, сосут, кусают, жалят, собирают, пьют, жужжат, звенят, гудят, надоедают, вредят, помогают, перелетают, прячутся, засыпают, просыпаются, вылезают, трудятся, переносят.
• «Кто как передвигается?» Составление сложных предложений со значением противопоставления.
Муравей ползает, а бабочка… Гусеница ползает, а кузнечик… Бабочка летает, а улитка… Жук ползает, а стрекоза… Оса летает, а червяк… Улитка ползает, а стрекоза… Паук ползает, а пчела… Оса летает, а червяк… Кузнечик прыгает, а комар… Таракан ползает, а стрекоза… Бабочка порхает, а муха ...
3. Задания для самостоятельной работы
•«Красивый одуванчик» — втыкание спичек в пластилиновый комочек.

среда
1. Накопление словаря прилагательных.
2. Игры и упражнения
Беседа по предметной картинке о пчеле.
Кто изображен на картинке?
Какая пчела? (Маленькая, полосатая, трудолюбивая.)
Какой звук издает она при полете?
Назовите части тела пчелы (совместно с воспитателем).
Где живет пчела?
Как передвигается?
Чем питается?
Пользу или вред приносит природе?
Какую пользу или вред приносит человеку?
Что делает в зимнее время?
Мед, который вырабатывают пчелы, чей? (Пчелиный.)
Как называется семья пчел? (Пчелиная.)
Что делает пчела? (Носит мед.)

Четверг 
1.Игра «Угадай, кто?». Порхает (кто?), жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает.
2.Игра «Что делает, что делают?». Бабочка порхает, а бабочки… (Порхают.) Пчела мёд собирает, а пчёлы мёд… (Собирают.) Оса жалит, а осы… Жук жужжит, а жуки… Комар звенит, а комары… Муха в дом залетает, а мухи… Кузнечик прыгает, а кузнечики... 
3.Игра «Сосчитай». Один комарик, три комарика, пять комариков. И т.д.
4.Игра «Назови ласково». Комар — комарик, стрекоза — стрекозка, пчела, жук, муравей
5.Игра «Подбери признак». Бабочка (какая?) — красивая, разноцветная, полезная, большая. Муравьи — полезные, трудолюбивые, маленькие. Муха — вредная, назойливая, большая, маленькая, надоедливая. Пчела — полезная, трудолюбивая, медоносная (мед носит).
Пятница 
1.составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы 
Рассматривание насекомого (бабочки).
Взрослый показывает картинку с изображением бабочки.
•Кто это?
•Какие части тела вы можете назвать?
•Что вы можете сказать о крыльях бабочки, какие они? (Большие, цветные, красивые, разноцветные.)
•Где чаще всего можно встретить бабочку? (На лугу, в поле, на клумбе.)
•Чем питается бабочка? Как она это делает?
•Как передвигается? (Летает, порхает.)
•Пользу или вред приносит окружающей среде?
Объяснение схемы описания.
Взрослый подробно рассказывает о том, как нужно строить свой будущий рассказ.
Сначала нужно назвать насекомое, затем рассказать:
•какие части тела у него есть (голова, лапки, крылья, брюшко и т.д.);
•где оно живет (улей, муравейник, листья, трава);
•чем питается (нектаром, листьями, корой деревьев);
•как передвигается (с помощью лап или крыльев);
•вред или пользу приносит окружающей среде.
Составление по схеме рассказа о бабочке.
Бабочка
Это бабочка. У нее есть голова, лапки, крылья, брюшко и усики. Бабочка — это летающее насекомое с большими яркими крыльями. Чаще всего бабочку можно увидеть там, где много цветов. Ее усики улавливают запахи цветов. Питается бабочка нектаром, который она высасывает из цветка. Перелетая с цветка на цветок в поисках пищи, бабочка их опыляет.
 
 
Составление по схеме рассказа о жуке.
Аналогичная работа проводится с картинкой, на которой изображен жук.
 
 

•Кто это?
•Какого он цвета?
•Для чего ему такая окраска?
•Какие части тела вы можете назвать?
•Что вы можете сказать о панцире, какой он? (Твердый и крепкий.)
•Где чаще всего можно встретить жука? (На лугу, в поле, на деревьях.)
•Чем питается жук?
•Как он это делает?
•Как передвигается?
•Пользу или вред приносит окружающей среде?
Жук
Это жук. Он имеет зеленую окраску, которая помогает ему скрываться в траве от врагов. У него есть голова, ноги, брюшко, крылья. Сверху его тело покрывает крепкий панцирь. А еще обычно у жуков сильные челюсти, с помощью которых они питаются. Передвигаются жуки с помощью лап, но у некоторых есть и крылья. Некоторые жуки могут нанести большой вред природе, а другие — пользу.
 

2. Чтение с последующим обсуждением: 

Комарики-макарики (К. Бальмонт)
 
Мотылёк (Лев Модзалевский)
 
Кузнечик (Э. Мошковская)
 
А. Плещеев «Мой садик».

13:03
716
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!