Роль семьи в правильном речевом воспитании ребенка
Правильная речь необходима для полноценного развития личности и обучения. Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к обучению к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей: обедненный словарный запас, упрощенная, часто неверная, конструкция устных фразовых высказываний; неспособность связно и последовательно изложить события, сбивчивый темп речи, дефекты произношения звуков. Уже давно доказано, что ребенок часто страдает тем или иным, вследствие того, что в раннем возрасте он не получил правильного речевого воспитания (не читали сказки, не пели колыбельные песни, не учили стихотворения, мало разговаривали, мало играли ). Если взрослые окружающие ребенка, начинают учить его уже с младенчества, у него у него развивается способность представлять, а затем мыслить и воображать. С каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется речь и эмоционально – волевая сфера. Наукой доказано, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценной личностью.
Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного обучения, для творческой трудовой деятельности. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях, не может быть компенсирована впоследствии. « Критическим» периодом развития речи являются первые три года жизни. Отделение ребенка от матери в раннем возрасте, иногда влечет за собою тяжелые нарушения деятельности головного мозга и является в дальнейшем одной из главных причин развития эмоциональной неустойчивсти, нарушением поведения, которые в свою очередь, могут осложняться речевыми расстройствами.
Рекомендации родителям по созданию полноценной речевой среды для ребенка.
•Чем бы вы ни занимались с ребенком, обращайте внимание на его речь. Ученые доказали, что речь формируется в деятельности, в неразрывной связи с другими психическими процессами. Повседневная жизнь имеет изобилие возможностей речевого контакта с ребенком. Разговаривайте с ним на прогулке, идя вместе из школы, в школу, занимаясь домашними делами. Побуждайте его рассказывать вам, что он делал, что он видел, попросите пересказать вам просмотренную телевизионную передачу, мультфильм и т. п.
•Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо и быстро ориентировался в окружающем его мире, чтобы он научился самостоятельно мыслить и правильно говорить, найдите возможность систематически заниматься с ним.
•Очень хороши для всестороннего развития всех психических процессов занятия с картинками. Учите своего ребенка последовательному и планомерному рассматриванию картинки, с выделением главных, наиболее значимых ее частей. Вместе с ним подытожьте, что же изображено на картинке, как ее можно озаглавить, уточните время года, спросите, по каким признакам он это определил, поинтересуйтесь, что предшествовало запечатленному на картинке событию, что может быть потом.
•Напомню, что речь формируется в деятельности, поэтому используйте любую жизненную ситуацию. Вот вы хлопочете на кухне – попросите ребенка накрыть на стол, не назойливо поговорите о посуде: чайной, столовой, овощах, фруктах, продуктах и т. п. Тут же можете потренироваться в образовании слов, например: стол деревянный – он из дерева. А как назвать стакан из стекла? А чашку из фарфора? И т.п. можно загадать ребенку загадки об овощах, о посуде, о продуктах. Попробуйте предложить подобрать эпитеты к предметам, например: помидор (какой?) – круглый, красный и т. д. Яблоко (какое?) …, …,
•Если вы в лесу, то обратите внимание ребенка на окружающую природу: деревья, кустарники и т. д., уточните, как они называются, чем полезны. Учите их сравнению и обобщению. Например, сравните березу и елку, дерево и кустарник и т.п. Вспомните, какие звери живут в лесу, чем питаются, где спят, загадайте загадку о животном, попросите ребенка самого составит загадку о каком – либо животном. Поиграйте в «семейки» слов, например: лис – лиса – лисонька – лисенок – лисята – лисий и т.п.
•Не менее важна смысловая сторона слов. Вместе с ребенком подбирайте слова со сходным и противоположным значением. Например, тонкий – толстый, высокий –низкий, глубокий – мелкий, утро – вечер, справа – слева, улетают – прилетают и т. п.
•Очень полезны такие игры, которые развивают языковое чутье: умения подбирать рифмы, подмечать общее в звучании слов.
•В процессе общения родителей с детьми возникают ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно – доказательной речью. Для этого, например, можно использовать:
— труд детей в природе, уход за комнатными растениями ( необходимость их полива, определяют влияние влаги и света на рост и развитие растений);
— наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе;
— обследование предметов, их качеств, свойств ( что тонет в воде и почему? Из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему?
Для формирования высказываний типа рассуждений можно использовать:
— складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий,
— игры « Небылицы в картинках» — определение несоответствия явления, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций, использование слов: во-первых, во-вторых. Детям предлагают картинки с изображением несуществующих в природе животных, с нарушением закономерностей сезонных явлений в природе. Дети рассматривают картинки-небылицы и рассуждают, бывает так или не бывает, почему.
— отгадывание загадок с опорой на картинку в играх «Найди отгадку» Ребенок должен выделить все признаки, указанные в загадке, объединить их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутри- текстовой связи.
— беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов.
— речевые логические задачи. Пример логической задачи: «Осенью в лесу у зайчихи появился зайчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды зайчонок познакомился с бабочкой, гусеницей и медвежонком. Все они подружились, играли и веселились до самых холодов. Наступила зима. Пришел веселый праздник Новый год. Зайчонок решил пригласить своих друзей на этот праздник. Но никого в лесу не нашел. Почему?»
— составление высказываний-рассуждений на предложенную тему (примерные темы: «Почему улетают перелетные птицы?», «Кого можно назвать хорошим товарищем?» и т. п.