Рейтинг: 7
Создана 8 лет назад
Владелец Ирина Бакирова

Стена группы

Загрузка...

Уважаемые родители группы №3! Поздравляю с началом 2024 — 2025 учебного года!

В 2024 — 2025 учебном году я начинаю работу с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Это значит, дети в полном объеме получат коррекционную помощь по развитию всех сторон речи: звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи. На подгрупповых занятиях дети будут готовиться к обучению грамоте и к концу подготовительной группы научатся читать и писать печатными буквами разной сложности слова! Работы предстоит много, но с Вашей помощью, мы справимся!

Речевые упражнения по темам «Осень», «Овощи, фрукты и ягоды», «Птицы», которые могут использовать родители дома для развития речи ребенка.

Лексическая тема «Осень»

Дети старшего дошкольного возраста должны:

  • называть овощи, фрукты и ягоды (по памяти 8 – 10 названий овощей, столько же фруктов и ягод),
  • употреблять в самостоятельной речи обобщающие слова — «овощи», «фрукты», «птицы», «осень»,
  • знать названия осенних месяцев,
  • знать названия зимующих птиц (воробей, голубь, сорока, ворона), перелетных птиц(ласточка, утка, лебедь, грач, скворец) и характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина),
  • знать признаки ранней и поздней осени,
  • знать названия деревьев, произрастающих в нашей местности (береза, клен, тополь, рябина, ель, сосна, осина),
  • употреблять прилагательные, обозначающие форму, размер, цвет, запах и вкус овощей, фруктов,
  • образовывать относительные прилагательные от названий овощей и фруктов (томатный, овощной, яблочное, малиновое, гороховый, тыквенное (пюре),
  • правильно согласовывать существительные и словосочетания с числительными (один ароматный персик, два ароматных персика, три ароматных персика, четыре ароматных персика, 5 ароматных персиков),
  • употреблять сложноподчиненные предложения,
  • составлять небольшие описательные рассказы.

Упражнения:

«Четвертый лишний»

Яблоко, груша, картошка, лимон.

Морковь, слива, капуста, горох.

Ворона, ласточка, воробей, голубь.

Тополь, береза, сосна, рябина

«Подбери признак»

Яблоко (какое?) — ..., апельсин (какой?) — ..., морковь (какая?) — ..., помидор (какой?) — ..., персик ( какой?) — … .

Орел ( какой?) — ..., ласточка (какая?) — ...,

Осень (какая?) — ..., погода (какая?) — ..., рябина (какая?) — ..., деревья (какие?) -

«Образование относительных прилагательных»

сок из яблок — яблочный, повидло из яблок – яблочное, начинка для пирога из яблок — яблочная, пюре их тыквы – тыквенное, каша – тыквенная, компот из груш – грушевый, сок из винограда — виноградный и т.д.

«Посчитай»

Одно спелое яблоко, два спелых яблока, …, 5 спелых яблок. (посчитайте огурцы, груши, помидоры, луковицы, морковь, кабачки)

Один кленовый лист, два кленовых (березовых) листа, …, пять кленовых листьев (посчитайте грибы, березы, тучи, лужи…)

Одна синица, две синицы, …, пять синиц (посчитайте воробьев, голубей, ворон, сорок)

«Назови ласково»

Слива – сливка, абрикос – абрикосик, яблоко — ..., помидор — … и т.д.

кукушка — кукушечка журавль — журавлик

воробей — воробышек, воробьишко птица — птичка

сова — совушка соловей — соловушка

лебедь — лебедушка гнездо— гнездышко

крыло — крылышко пестрый — пестренький

быстрый — быстренький шустрый — шустренький

«Большой — маленький»

Лист — листочек.

(гриб, птица, ветер, солнце, трава, дождь, дерево, сапоги, зонт, туча, облако, лужа, холод, цветок)

«Один-много»

Один апельсин — много апельсинов, одна груша — много груш, один помидор — ..., одно яблоко — ..., одна слива — ..., одна морковь — ..., и т.д…

«Один — много» (словоизменение)

Ветер дует, а ветры дуют

Птица улетает, а птицы …

Лист желтеет, а …

Дождь моросит, а …

Цветок увядает, а ..

Холод наступает, а …

Лист падает, а …

Урожай созревает, а …

«Закончи предложение» (Учим ребёнка употреблять падежные формы существительного).

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного… (яблока). Мы съели все… (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной… (груши). Мы съели все… (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной… (сливы). Мы съели все… (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной… (вишни). Мы съели все… (вишни).

«Назови варенье" (Учим ребёнка образовывать относительные прилагательные).

Варенье сварили из яблок, оно будет называться… Варенье сварили из груш, оно будет называться… Варенье сварили из персиков, оно будет называться… Варенье сварили из вишни, оно будет называться… Варенье сварили из слив, оно будет называться… И т. д.

«Какие будут фрукты?» (Учим ребёнка образовывать отглагольные прилагательные).

— Если фрукты или овощи сварить, то они будут — вареные. — Если фрукты или овощи заморозить, то они станут… — Если яблоки запечь, тогда они получатся… — Если груши или морковь посушить, тогда они станут ...

«Закончи предложение» (употребление сложноподчиненных предложений)

Мама собрала в саду смородину, чтобы… Мама помыла груши, чтобы… Мама купила в магазине сливы, чтобы…

Мама порезала морковь, чтобы...

Мама помыла огурцы и помидоры…

Мама почистила картошку, чтобы… .

Мама купила в магазине яблоки, чтобы… .

«Скажи наоборот» (употребление антонимов)

ранняя — поздняя ясная — пасмурная веселая — унылая тусклый — яркий тихая — ветреная частый — редкий

дождливая — солнечная скучная — веселая скудный — щедрый вянуть — расцветать засыпать — просыпаться висеть — падать

«Осенние картинки» (образование относительных прилагательных)

День с солнцем — солнечный день. День с дождём — …

Лист берёзы — … Ствол ели — …

Голоса птиц — … Небо без облаков — …

День с ветром — ...

«Скажи наоборот»

Назовите слова, противоположные по значению.

прилет — отлет

уничтожение — защита

воздух — земля

крик — молчание

прямой — загнутый

оседлые — кочующие

перелетные — оседлые

активный — пассивный

мелодичный — хриплый

улететь — прилететь

залететь — вылететь

поймать — выпустить

петь — молчать

покинуть — возвратиться

Упражнение «Чей? Чья? Чьи?»

(образо­вание притяжательных прилагательных).

След (чей?) -… Голова (чья?) -… Гнездо (Чье?) — ...

Лапы (чьи?) — … Хвост (чей?) — … Яйцо (Чье?) — …

Стая уток (чья?) утиная Стая лебедей...

Стая журавлей… Стая гусей...

При встрече родители детей с нарушениями в речевом развитии спрашивают о причине задержки или отставании речи. Очень полезная статья «Родителям и педагогам» невролога, кандидата медицинских наук до Ю.А. Шишонина, в которой он рассказывает о самой распространенной причине задержки речевого развития детей, связанной с нарушением кровоснабжения головного мозга вследствие родовой травмы. Ссылка на статьюhttps://www.220ds.ru/articles/122-roditeljam-i-ped...

Консультация учителя-логопеда «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с буквами»

Сегодня уже стало нормой, что ребенок, поступающий в школу, знает буквы и умеет читать. У многих родителей возникает вопрос: когда лучше всего начинать знакомство с алфавитом? Оптимальным для обучения буквам возраст 4 – 5 лет, когда ребенок психологически готов обучаться. Знакомство с алфавитом – достаточно трудное дело для дошколят, поэтому работа ведется постепенно, от простого к сложному. Не надо требовать от ребенка механического запоминания сразу всего алфавита. На каждом занятии нужно осмысленно отрабатывать одну букву, закреплять предыдущий материал и осваивать новый. Перед началом обучения взрослый должен сам научиться правильно называть буквы звуками: четко и ударно согласные (б, но не “бэ”, м, р, с, но не “эм, эр, эс”). Гласные нужно научить ребенка произносить протяжно, например, а – а- а. Можно начинать составлять слоги, когда появится необходимый запас букв (ба, ма, па, да). Покажите ребенку, как происходит слияние двух букв. Ребенок не должен просто называть буквы слога, он должен их слитно читать. Рекомендуется знакомить с буквами и звуками в том порядке, в котором они формируются в онтогенезе. В первую очередь, это гласные звуки а, о, у, ы, э и согласные. Гласные буквы я, е, ё, ю состоят из двух звуков, поэтому изучаются в более старшем возрасте. Нужно помнить, что процесс знакомства со звуками и буквами должен проходить в игровой форме и не быть утомительным для ребенка. Предлагаю родителям при организации занятий использовать презентации «Азбука для малышей» 1 и 2 часть. «Азбука для малышей» 1 часть — cloud.mail.ru/public/CLjG/koSGKHTif

«Азбука для малышей» 2 часть — cloud.mail.ru/public/58f2/UUghDkhfW

А так же рекомендую родителям при знакомстве с гласными буквами использовать интересные задания «Экологической азбуки». https://cloud.mail.ru/public/Zgju/MvY17R5Y7

Постановка звука «Р»

Для произношения звука «Р» необходимо тренировать умение ребенком удерживать язык за верхними зубами (многие дети не могут на начальном этапе поднять язык за верхние зубы). В данных видеороликах показаны основные артикуляционные упражнения, с помощью которых тренируется верхний подъем языка.

После этапа подготовки артикуляционного аппарата, когда язык ребенка достаточно сильный, крепкий и может удержаться за верхними зубками, вызываем вибрацию кончика языка. В данном фрагменте показан данный этап работы над звуком. cloud.mail.ru/public/rvDX/R6zbKQY3p

Закрепляем изолированное произношение звука через звукоподражание «Тигр рычит», «Моторчик» cloud.mail.ru/public/AqN5/q5eJcMDWo

Постепенно вводим звук «Р» в слоги: РА, РО, РУ, РЫ. Используем упражнение «Заводим моторчик» https://cloud.mail.ru/public/mL44/pypLPMWvD

В дальнейшем закрепляем звук в словах. Речевая игра «Кто больше знает слов со звуком „Р“ https://cloud.mail.ru/public/HbrZ/tMP5c8mhh

Очень важно научить ребенка слышать звук и определять позицию в слове. Звук „Р“ в слове ребенок может произносить в начале, середине и в конце слова. https://cloud.mail.ru/public/NyTZ/D72uRj9qD