Памятка для родителей по владению детьмизвуко-буквенным анализом слова
В старшем дошкольном возрасте детиначинают знакомиться с буквами, овладевают навыком чтения. Обучая ребенкачтению и развивая фонематический слух, родителям следует помнить, что:
· Слова состоят из слогов. В словестолько слогов, сколько гласных букв (звуков),например: ма-ли-на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласныхзвука.
· Слова состоят из звуков.
· Звук — то, что мы слышим и произносим.
· Буква — то, что пишем и читаем.
· Звук на письме обозначается буквой.
· Звуки бывают гласные и согласные.
· Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом, приэтом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласныхзвуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемахгласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуютзвукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я —
ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО), если находятся: в начале слова (яма, юла); послегласного звука (маяк, за-юшка); после мягкого и твердого знаков (семья,подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквыобозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:Я — А. Ю — У, Е — Э, Ё — О (берёза, мяч). Гласные А, О, У, Ы, Э на письмеобозначают твёрдость согласных звуков.
· Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к.воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
· Глухость и звонкость согласных звуковопределяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной нагорло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко недрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовыесвязки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х,Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:
Б В Г Д Ж З - ЗВОНКИЕ
П Ф К Т Ш С - ГЛУХИЕ
· Твердость и мягкость согласных звуковопределяются на слух:
согласные звуки, которые могут бытьтвердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т,Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;
всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
· Твердые согласные звуки на схемахобозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.
Одной из важных задач подготовки кобучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковымстроением слова. Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определенияпоследовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно припомощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационнымвыделением каждого звука. Так, при анализе слова жук ребенок должен произнестиего три раза: жжжук, жууук, жуК.
Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух.Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру ввиде модели.
Реально представить слово дает возможность схема его звукового состава. На нейпомещается рисунок-предмет, название которого ребенок должен разобрать и рядклеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками.
Модель слова, котораяполучается в результате звукового анализа, отражает отдельные звуки и ихпоследовательность. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой подсхемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательнымвыделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.
Ознакомление с гласными звуками.
Дети узнают, чтозвуки, при образовании которых воздух проходит свободно, этим звукам ничего«не мешает» — ни зубы, ни губы, ни язык, называются гласными. Детинаходят такие звуки в ранее проанализированных словах: мак-[а], лук-[у], дом-[о], лес-[э], кит-[и], дым-[ы]. Чтобы удостоверитьсяв правильности своих выводов, дети «проверяют» все звуки, произносяих, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.
Гласные звуки обозначаются краснойфишкой.
Ознакомление с твердыми и мягкими согласными звуками.
Звуки, приобразовании которых воздух не проходит свободно, встречает препятствия, что-то«мешает»,- губы, зубы, язык, называются согласными.
Твердый согласный звук обозначается синейфишкой,
а мягкий согласный звук — зеленой фишкой.
Пример выполнения звукового анализа слова ЛИСА
— Сколько слогов в слове? (слогиотхлопываем) (Два)
— Назови слоги по порядку. (ЛИ-СА)
— Назови первый слог (ЛИ).
— Назови первый звук слога («Ль»)
— Какой это звук? (Звук «Ль» — согласный,мягкий, обозначаем фишкой зелёного цвета).
— Назови второй звук в слоге. («И» —
гласный. Обозначаем фишкой красного цвета).
— Повтори второй слог. («СА»)
— Какой первый звук в этом слоге («С» —
согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета).
— Какой следующий звук? (Звук «А» —
гласный звук, обозначаем фишкой красного цвета).
— Слово «ЛИСА» состоит из 2-х слогов и из4 звуков.
Важно, чтобы ребенокусвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звукии слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являютсяграфическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учатпобуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук.В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникаютв правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительныетрудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв поих звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детямовладение навыком чтения.