Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста

Словарный (лексический) запас – количество слов, которые человек понимает и использует в речи. Чем насыщеннее, грамотнее и выразительнее речь у человека, тем выше считается его уровень развития. Лексический словарь детей и взрослых состоит из двух категорий:

• Активный словарный запас – слова, которые человек употребляет регулярно.

• Пассивный словарный запас – состоит из слов, которые человек знает и воспринимает на слух, но сам не использует. Такие слова реже используются в разговорной речи, но если ребенок их слышит, то понимает значение и речь собеседника доступна для понимания.

     Словарный запас у детей в основном обогащается через семью, общение с родителями, близкими взрослыми. Вот почему в дошкольном возрасте нужно больше общаться с ребенком, обсуждать совместно прочитанные книги, задавать  вопросы, отвечать на вопросы ребенка, объяснять значения новых  слов, которые он не знает и т.д. 

     Дошкольный возраст – сенситивный период развития речи и то, что будет упущено в этом возрасте, в дальнейшем не восполнить. 

     В норме словарный запас ребёнка растёт стремительно, так как непроизвольная память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.     

     Проверить состояние словаря несложно.

К 6 годам дошкольник должен:

• знать и самостоятельно употреблять названия предметов окружающего быта, природы, названия деревьев, птиц, цветов, видов спорта, названия профессий (маляр, швея, штукатур), инструментов, транспорта, некоторых городов. 

• понимать и употреблять слова сложной слоговой структуры, типа: электричество, экскурсия, литература, регулировщик, экскаватор и т.д.

• понимать и употреблять сложные слова, типа снегопад, листопад, снегокат, хлебороб. 

• знать все обобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты, овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные и птицы, насекомые).

• знать из чего состоят предметы, правильно называть части предметов: у дерева — ствол, ветки, листья, корни, у стула — спинка, сиденье, ножки, у велосипеда – руль, цепь, колеса, рама, сиденье.

• не должен путать сходные предметы: кувшин — ковшик, миска — чашка, тарелка, кружка, стакан,  фартук — сарафан, шофер — шахтер. А это у детей встречается. Например, показываешь на кресло и спрашиваешь: Что это? Ребёнок отвечает: стул. Или на стакан – говорит «чашка», на кресло – «диван».

• знать названия детенышей (у коровы – теленок, телята, у овцы – ягненок, ягнята, у лошади – жеребенок, жеребята, у свиньи – поросенок, поросята)

• владеть достаточным количеством глаголов: не путать сходные действия. Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц скачет. Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут, колют, шьют), как кричат животные и птицы (конь ржет, овца блеет, корова мычит, птицы щебечут, чирикают, курица кудахчет, кузнечик стрекочет).

• уметь образовывать прилагательные: деревянный, стеклянный, шерстяной, металлический, каменный, пластиковый, яблочный, гороховый, персиковый, морковный и т.д.

• уметь подобрать антонимы: высокий — низкий, узкий — широкий, толстый — тонкий, острый — тупой, молодой – пожилой, мягкий – твердый, крупный – мелкий, сладкий – горький.

• употреблять наречия: мелко, глубоко, высоко, низко, горько, прекрасно, замечательно, интересно и т.д.

• правильно употреблять предлоги времени и пространства: за, из-за, над, на, под, из-под, около, перед, между, после.

• употреблять слова в уменьшительной и увеличительной форме: стульчик, платьице, креслице, камушек, домище, волчище, хвостище, глазище, сапожище.

• уметь рассказать о событии собственной жизни, описать игрушку, овощ, фрукт, составить распространенное предложение по сюжетной картинке, пересказать небольшой рассказ, самостоятельно придумать рассказ по картинке.

     К 6 годам ребёнок должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы, дни недели, части суток и конечно, уметь давать небольшую информацию о себе и своей семье: знать фамилию, имена родителей, профессии родителей, домашний адрес.

 Больше общайтесь со своим ребёнком словесно. Интересуйтесь его мнением, его впечатлениями, создавайте комфортную обстановку общения, чтобы ребёнок мог легко открыться перед вами, чтобы хотел делиться своими наблюдениями, выводами, переживаниями. 

 Главный фактор развития речи – наличие заинтересованного, доброжелательного слушателя. Вы всегда можете вставить реплику, подбодрить, помочь в выборе удачного оборота речи, чтобы малыш не заметил, что вы его поправили. И, конечно, главный источник речевых образцов — это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, обязательно имеют и хорошо развитую связную речь. Ничто не заменит ребёнку книги: ни передача по телевизору, ни электронные игры, ни даже полноценное речевое общение на разговорно-бытовом уровне.

     В норме активный словарный запас у ребенка 6-7 лет должен составлять от 3500 до 7000 слов.


RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!