ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5 ЛЕТ

   К пяти годам запас слов увеличивается до 2500—3000. В активномсловаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий кругпредметов домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идетпроцесс качественного усовершенствования их произношения. Мы уже не встречаемпропусков, перестановок слогов и звуков. Эти явления могут быть только внекоторых трудных малознакомых словах.    

У детей пяти-шести лет увеличивается не только словарь, но и фраза. Детиупотребляют слова в различных грамматических формах, выражают свои мысли восновном простыми распространенными предложениями; в их предложениях нередкоимена существительные заменяются местоимениями.

 В возрасте пяти-шести лет ребенокспособен замечать особенности произношения у других детей и некоторыенедостатки в своей речи. Речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычноуже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка.

У ребенка 5 – 6лет должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

  • правильно произносить все звуки языка;
  • выделять первый и последний звук в слове;
  • разделять слово на слоги; -определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
  • придумывать слова на заданный звук; сливать два названных звука в слог: М+А=МА;
  • повторять слоговую цепочку, типа ТА-ДА-ТА;
  • определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезноеи ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайтеинтерес к учебе.

Роль пальчиковых игр в развитии речи

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степенисформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцеврук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если жеразвитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Кисть руки —
орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрениядвигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевойзоной мозга.

Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рукдостигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как быподготавливает почву для последующего формирования речи.

Если даже речь ребенка развивается вроде бы нормально, все же нужнозаботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речиребенка отстает, то на тренировку его пальцев необходимо обратить особоевнимание. Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкоймоторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формированиеречи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Для развития мелкой моторики рук можно предложить детям:

1. Выкладывание букв из мозаики, семян, пуговиц,кусочков бумаги.

2. Игры с пластилином. Пластилин дает уникальныевозможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

3. Игры с бумагой (плетение ковриков из бумажныхполос, складывание корабликов, самолетиков и других фигур).

Советы логопеда:

·        развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка.Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надуватьщёки, и т.д.

·        разговаривайте с ребёнком только на правильном русскомязыке, ни в коем случае не используйте «детский язык».

·        каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки.

·        чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на всеего вопросы.

·        говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя словоили фразу, меняя в ней слова местами.

·        выполняйте несколько раз в день артикуляционнуюгимнастику. Её цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесениизвуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировкиорганов артикуляционного аппарата, отработки

·        необходимых для правильного произнесения звуковположений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать передзеркалом.

Не перегружайте ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20минут.

Речь ребёнка не возникает сама собой. Онаразвивается  постепенно, иногда со значительными нарушениями. Смомента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно,произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоитьграмматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить напримере близких ему людей.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!