Развитие речи ребенка от 6 до 7 лет
У ребенка седьмого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может безпомощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма,описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенокуже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на нейизображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа покартинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основныхдеталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.
В процессебогатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает такжеосновными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строитпредложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Первые предложения ребенка-дошкольникаотличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простыенераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, аиногда лишь из одного слова, которым онвыражает целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающиепредметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенныепредложения, содержащие, кромеподлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямыхпадежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются такжеграмматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции ссоюзами «потому что», «если», «когда» и т. д. Всеэто говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит своевыражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, котораячасто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.
Уребенка 7 лет продолжается дальнейшее развитие речи:увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь играмматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарьребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, вотдельных случаях до 10 тысяч слов. Преобладают в словаре существительные,глаголы, качественные прилагательные, наречия.
Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей идеталей в окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитываетвпечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказываниявзрослых, прочитанное и услышанное. Дети в этом возрасте уже пытаютсяанализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делатьвыводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи. Ак концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым наличностные темы.
На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточноразвернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметовотмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрастеребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрыватьсодержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описатьсобытия, которые могли бы произойти до или после увиденного.
В процессеречевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Длясвязи простых предложений они используют соединительные, противительные иразделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные идеепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собойслова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляютпадежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблениинесклоняемых существительных).
Произносительнаясторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Онправильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы;говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и дажешепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четкопроизносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения;пользуется интонационными средствами выразительности.
Рекомендацииучителя-логопеда по развитию речи ребёнка в семье.
Развитие лексической стороны речи.
Много рассказывать и показыватьребенку, читать познавательную литературу, водить на экскурсии, проводитьнаблюдения. Внимательно рассматривать отдельные объекты и предметы. При этомжелательно учитывать познавательные предпочтения (интересы) своего ребенка.Рассказывать ребенку о родственниках (где они живут, кем работают, какие онизамечательные люди, кем они приходятся ребенку); о своей работе или учебе, отех людях, которые вас окружают. Очень привлекательны для детей воспоминанияблизких об их детстве; об играх, в которые они играли. Продолжатьсемейную традицию ежедневных бесед о прожитом дне. Обсуждать и планировать всесовместные мероприятия вместе с ребенком.
В повседневном общениипродолжать расширять запас слов-обобщений за счет уточнения их значения и спомощью речевых упражнений типа «Магазин обуви (одежды, мебели, канцелярскихтоваров и т. д.)».Продолжать работу со словами-антонимами и синонимами. Упражнятьребенка в умении вычленять в разнообразных предметахчасти и называть их.
Формирование грамматического строя речи.
Упражнять детей в правильномупотреблении глаголов. В повседневном общении с ребенком создавать речевыеситуации, позволяющие ребенку согласовывать существительные с числительными.
Следить за тем, как ребенок употребляет сложныеформы существительных множественного числа в родительном падеже. Поощрятьстремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений(сложносочиненные и сложноподчиненные).
Развитие и совершенствование звуковой культуры речи
Для развития фонематическогослуха упражнять ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имениокружающих, в названии любимой игрушки, а затем в определениипоследовательности звуков в этих словах; делить слова на слоги и определять ихпоследовательность.
Следить за правильным ударением при произнесениислов.
Закреплять произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.
Развитие связной речи детей
Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге совзрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведениядиалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, приразговоре по телефону.
Продолжать семейную традициюежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовскихмероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребеноквзрослому. Обсуждать с ребенком совместные мероприятия.
Закреплять полученные в детскомсаду навыки по составлению связных монологических высказываний через:составление рассказов по семейным фотографиям; рассказы по сериям картинок.Упражнять в составлении элементарных описаний.
Поощрять попытки ребенкасочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связныхвысказываний. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.