Советы учителя-логопеда родителям детей младшего дошкольного возраста
Дорогие мамы и папы! Ваш ребёнок растёт. На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) сказки, рассказы, понимают значение слов «большой – маленький». У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. Малыш с лёгкостью выполняет простые словесные поручения. Идёт интенсивный рост словаря: в 2 года – 300 слов, к 3-м годам – до 1000 слов. В словаре ребёнка имеются почти все части речи. Особенно часто он использует местоимения и говорит о себе в третьем лице: «Женя хочет спать», «Женя идёт гулять». Сложнее с прилагательными. В основном они обозначают размер и цвет предмета. Но постепенно малыш научается определять его принадлежность: «мамин», «папин». Затем появляются прилагательные, обозначающие состояние: «злой», «весёлый». Пространство же передаётся такими словами, как: «тут», «туда», «вон она».
Слоговая структура слова не всегда удаётся малышу. Часто он переставляет слоги, заменяет их, пропускает. И вот здесь необходима помощь родителей. Можно использовать альбом для раскраски, картинки из различных «лото». Нужное слово сначала чётко произносит мама, затем вместе с малышом, и только потом он произносит это слово самостоятельно. Ежедневно следует проговаривать не более 2-3 названий картинок. Пройденное необходимо периодически повторять.
Расширение и увеличение словарного запаса способствует закреплению вновь появляющихся звуков. Чаще всего в этом возрасте малыш не произносит шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ), а также сонорные (Л, Р). Речь недостаточно отчётлива и чиста по звучанию, она как бы смягчена (барабан – «балябан»). Часто ребёнок смягчает свистящие звуки (сани – «сяни»), заменяет шипящие свистящими звуками (жаба – «зяба») или звуками Т-Д (шуба – «тюба»). Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обратите внимание, правильный ли прикус у вашего малыша? Не выдаётся ли вперёд нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомнения, обязательно покажите своего ребёнка врачу- Для развития артикуляционной моторики малышу можно ежедневно рассказывать сказку про Язычок: показывает
— «В домике есть двери: зубки и губки. Язычок встаёт рано утром и выбегает из домика».
— «Каждое утро Язычок делает зарядку («бегает» по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз)».
— «Потом Язычок чистит зубки». (Кончиком языка погладить нижние, а затем верхние зубы с внутренней стороны.)
— «Язычок садится на лошадку и едет в гости к бабушке». (Пощёлкать кончиком языка, широко раскрывая рот, то быстро, то медленно.)
— «У бабушки идёт ремонт, и Язычок помогает красить потолок и стены». (Кончиком языка погладить нёбо и внутреннюю поверхность щёк.)
— «Бабушка угостила вкусным вареньем». (Облизать верхнюю и нижнюю губку – из стороны в сторону и сверху вниз.)
— «Язычок сел на лошадку и поехал домой».
Чтобы правильно воспроизвести услышанное, малыш должен иметь достаточно развитие слуховое внимание. Гуляя с ним, привлекайте его внимание к звукам: как поют птицы, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льётся вода из крана, звонит телефон и т.д. Попросите по звуку определить звучащую игрушку. Полезно слушать сказки, музыку. Учите малыша петь и пойте вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата, улучшается переключаемость с одной артикуляции на другую, увеличивается объём, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки. С речевой функцией тесно связаны движения пальцев рук. Ребёнку на 3-м году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, расстёгивать и застёгивать пуговицы, проговаривать народные игры с пальчиками.
На 3-м году жизни начинается важнейший этап в освоении родного языка – овладение грамматической структурой. Грамматическая речь малыша ещё далека от совершенства. Ребёнок путает предлоги, падежные окончания, допускает ошибки в согласовании слов, нарушает их порядок в предложении. Родители могут помочь справиться с этими трудностями. Так, мама, играя с дочкой, проговаривает всё, что делает кукла Катя: «Катя села НА стул. У Кати нет ложкИ. Дай КатЕ ложкУ! Катя ест кашУ. ВкуснАЯ каша! Катя ест кашУ ложкОЙ. Катя хочет спать, Положи Катю в коляскУ.» Дочка повторяет за мамой все предложения. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем – дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными. В этот период развития речи малыша окружающие его взрослые должны уделять особое внимание собственной речи, помня о том, что у детей этого возраста развит рефлекс подражания. Следует следить за темпом своей речи, говорить медленно, чётко, выразительно, большое значение приобретают паузы. Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо научиться внимательно, с интересом выслушивать его. Постоянные вопросы: «Что это?», «Как?», «Где?», «Зачем?», «Почему?» — не дают иссякнуть потребности ребёнка в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребёнка.
Основания для беспокойства:
— если в 2 – 2,5 года ребёнок не произносит ни одного слова;
— ребёнок не строит из накопленных слов предложений;
— если к 3-м годам ребёнок не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»);
— во время речи кончик языка высовывается между зубами;
— если звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.