9 Группа (Звездочки)
Основная информация
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
«Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» — так гласит самое популярное определение этого термина. Члены семьи в истинном понимании этого слова любят друг друга, поддерживают, вместе радуются по веселым поводам и грустят по печальным. Они как бы все вместе, но при этом учатся уважать мнение и личное пространство друг друга. И есть что-то, что их объединяет в одно целое, присущее только им, помимо штампов в паспорте.
Это «что-то» и есть семейные традиции. Вспомните, как в детстве любили приезжать к бабушке на лето? Или отмечать дни рождения большой толпой родственников? Или наряжать елку вместе с мамой? Эти воспоминания наполнены теплом и светом и именно они закладывают основу семейных традиций.
Что же есть семейные традиции? Толковые словари говорят следующее: «Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Это, в первую очередь, праздники, которые отмечаются всеми членами семьи и, конечно же, день рождения ребёнка; торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достаётся праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревце или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция вместе с ребёнком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры, поздравление родственников. Традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Составление своей родословной и семейных альбомов. Коллекционирование и проведение семейных концертов. Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.
Плюсы семейных традиций:
1. Семейные традиции способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.
2. Зачастую семейные традиции — это моменты приятного совместного времяпрепровождения с самыми близкими, когда можно расслабиться, быть собой и радоваться жизни, поэтому они дают ощущение единства со своей родней, сближают, укрепляют чувства.
3.Семейные традиции — это культурное обогащение семьи. Благодаря им она становится не просто комбинацией отдельных «я», а полноценной ячейкой общества, несущей и делающей свой вклад в культурное наследие страны. Семейные традиции и обычаи помогают нормально взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание и уменьшают количество ссор.
4. В семьях, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей, а родители проявляют внимание к проблемам детей и помогают им справляться с ними.
5. Семейные традиции неотъемлемая часть процесса воспитания детей. Они развивают чувство постоянства, единства, учат дружбе, взаимопониманию, показывают, насколько сильны семейные узы.
Как положить начало семейной традиции?
Соберите семейный совет и придумайте, что именно и как, должно превратиться в традицию. Пусть каждый выскажет свое пожелание, а дальше примите компромиссное решение.Самым важным будет первое воплощение вновь утвержденной традиции. Нужно все сделать так, чтобы она обязательно доставила удовольствие всем членам семьи, и уже к следующему разу ее будут ждать с нетерпением.Дальше дело только за временем и точностью соблюдения вновь рожденных правил.Вот небольшой список самых распространенных традиций, которые можно взять на вооружение в том виде, как они есть, или адаптировать под собственное понимание:
1. Совместные игры взрослых с детьми. Пусть это будут разнообразные игры (настольные, спортивные, интеллектуальные, карточные и т. п., правилам которых вы обучите своих детей. А когда игр наберется уже достаточное количество, можно устраивать турниры по особо полюбившимся развлечениям.
2. Семейные праздники. Обязательные празднования дней рождений (особенно детских, Нового года, 8 марта и т. д. с непременной подготовкой, сюрпризом для виновника, любимыми вкусностями и желанными гостями.
3. Семейная «планерка». Это когда в определенный день месяца/недели вся семья собирается за чаепитием/мороженым/пиццей (список можно продолжать) и обсуждает насущные вопросы/проблемы/радости/ бюджет/покупки. Подобные мероприятия позволяют даже самым маленьким членам семьи чувствовать себя большими и значимыми, ведь им доверили участие в семейном совете!
4. Сказки на ночь, которые по мере взросления детей может переродиться в рассказы интересных познавательных историй.
5. Совместные приемы пищи. Здорово, если есть возможность три раза в день собираться за вкусным столом, но редкие семьи могут себе это позволить. Стоит выбрать хотя бы один из приемов пищи, когда вся семья в сборе. Традиция совместно накрывать стол к ужину и убирать после него тоже отличная идея.
6. Семейный отдых на природе. Никак нельзя пропускать летний поход с палатками, удочками, бадминтоном, котелком для каши, ароматным шашлычком и всем остальным, что так любимо всеми малышами и взрослыми. Ведь так великолепно перекусить на лесной полянке (уходя не забыть забрать свой мусор, приучая ребёнка правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом — лес).
7. Культурно-познавательные мероприятия. Посещать музеи, выставки, спектакли и хорошее кино вместе с домочадцами.
8. «Фотохроники». Имеется в виду поддержание семейной реликвии – старого фотоальбома, в который вы не буде забывать вкладывать общие фотографии, где запечатлены взрослые и дети на ежегодных семейных торжествах. Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома — именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребёнка и стимулирует его запоминание.
9. Ценим, пока они рядом. Это про старшее поколение, уважение и почет к которому необходимо прививать своим детям. Возьмите за правило со всеми праздниками первых поздравлять бабушек и дедушек и не только по телефону, а лучше пусть коротким, но визитом.
10. Передаем по наследству. Даже если вам ничего не передали, подберите что-то символичное и возобновите старую традицию передавать дорогие сердцу вещи по наследству.
11. Коллекционирование. Оно пробуждает у ребёнка потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей. В семье можно коллекционировать самые различные природные коллекции: шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т. д. Посещениe различных выставок и музеев может дать вам толчок в этом видe деятельности.
12. Составление родословной своей семьи. Будет очень хорошо, если в семье вы начнёте собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите своё семейное дерево – дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей того наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков, из которой они смогут узнать откуда родом ваши родители, дедушки и бабушки; кто придумал имя, которое Вы носите; кто придумал имя вашему ребёнку и знает ли он об этом?
Необходимо соблюдать старые семейные традиции и не забывать заводить новые, которые будут существовать исключительно в вашей семье, потому что они создают ту единственную и такую дорогую атмосферу родного дома, в котором будут расти счастливые дети!
Волшебное слово «Спасибо"
Наверняка, каждый из вас помнит эпизод из детства, когда нас угощают чем-нибудь вкусненьким, а потом спрашивают, «а где же спасибо?». У каждого ребенка своя реакция на такой вопрос. Кто-то чувствует себя неловко, кто-то говорит «спасибо» лишь бы оставили в покое, а у кого-то внутренний протест, «я же не просил, сами дали, за что спасибо?». Какими бы не были мысли ребенка в такой неловкой ситуации, возникают они от того, что ребенку ещё не привили чувство благодарности. И здесь наступает очень важный момент. Ребенок либо поймет, что такое благодарность и искренне испытает это чувство, либо уяснит формальные правила вежливости, необходимые просто потому, что так хотят окружающие. Конечно, каждый из нас хочет, чтобы его ребенок не притворялся, не произносил слова, которые для него ничего не значат, а был искренним и на самом деле отзывчивым.
- Ребенок забывает. Малышу в возрасте 2-4 лет нужно усваивать очень много правил. И он теряется. Он не может понять, что за одни и те же действия нужно благодарить.
- Ребенок может стесняться. Стеснительный малыш не хочет говорить «спасибо», и если его принуждать, то может сильно расплакаться.
- Ему может быть не до этого. Дали конфету или игрушку? Ребенок слишком увлечен, чтобы сказать «спасибо».
- Ребенок избалован. Изобилие игрушек и конфет приводит к тому, что ребенок совершенно не умеет благодарить.
Почему нельзя принуждать говорить «спасибо»?
Выпрашивая у ребенка заветное «волшебное» слово, вы ставите его в неловкую ситуацию. Как бы вам не было неудобно за «невежливость» малыша, не заставляйте его благодарить. Так вы не научите его этому. Что же делать?
Как научить ребенка благодарить?
Личный пример. Дети – наши зеркала. Они копируют наше поведение. Если от вас не услышишь слово «спасибо», то не удивляйтесь, что и ребенок его не говорит. Благодарите людей за всё, что они делают для вас. Всегда говорите слово «спасибо» четко и достаточно громко, чтобы его слышали получатель и Ваш малыш (если он находится рядом). Когда ребенок совсем мал, говорите «спасибо», выделяя это слово интонацией. Маленькие дети лучше запоминают слова, сказанные с интонацией. Тогда у ребенка будет хороший личный пример.
Благодарите ребенка. За любую помощь, даже самую маленькую, не забывайте говорить «спасибо».
Ребенок не знает, каково это — испытывать чувство благодарности. Задача родителей — научить чадо распознавать эмоции. Расскажите, как нужно реагировать, если ты хочешь сказать «спасибо». Ловите момент, когда малыш может это почувствовать и обращайте его внимание.
Заведите ритуал благодарения. Каждый вечер перед сном благодарите ребенка, приятные ситуации и встреченных людей. Также можно вместе с ребенком делать благодарственные открытки для друзей и любимых людей.
Радуйтесь простым вещам: солнцу, дождю, покупкам, благодарите друг друга за подарки.
Устраивайте вечера благодарности, на котором все будут говорить «спасибо» друг другу.
Смотрите поучительные мультики и читайте сказки о благодарности.
Играйте в «спасибо». Проигрывайте с ребенком и игрушками ситуации, где нужно поблагодарить. В игровой форме дети быстрее усваивают правила.
Лепка «Печенье для друга»
Новый год любят взрослые и дети. Веселый праздник, полный чудес, сюрпризов, подарков, все ждут заранее и тщательно готовятся. Но, зачастую, дети спрашивают родителей и воспитателей о том, сколько дней осталось до нового года. Ответить на ребячьи вопросы и, в то же время, научить их самих считать дни поможет интересный Адвент – календарь для детей. Вот и в нашей группе появился такой-же календарь.
Ребёнок в ожидании праздника
Название адвент-календаря образовано от латинского слова adventus — пришествие. Так называются четыре недели перед Рождеством, когда появляются первые нарядные елки, атрибутика праздника, в магазинах появляется больше тематических товаров. Вся атмосфера вокруг проникается предчувствием праздника, потому эти дни приносят ничуть не меньше радости, чем само Рождество. Сделать ожидание еще более волнующим помогает адвент-клендарь — стенд особой формы, каждый раздел которого означает приближение рождества еще на один день. Современные родители приносят в дом такой календарь и перед Новым Годом.
Чем отличается эта вещь от обычного настенного календаря? Каждый день в адвент-календаре представлен в виде окошка или дверцы, за которой ребёнка ждет сюрприз. Изначально это были сладости. Сама идея такой рождественской традиции появилась чуть больше ста лет назад: ребёнок постоянно спрашивал у родителей, когда же наконец настанет праздник, и они решили смастерить для него наглядное пособие, на котором каждый день можно было открывать по одному окошку, за которым пряталось угощение. С последним открытым окошком наступало Рождество, и ребёнок получал вкусные подарочки в ожидании его с каждым днем.
Зачем детям адвент-календарь
Позже традиция получила развитие. Не все родители могли себе позволить большое количество сладостней — они просто рисовали картинки или каким-то иным способом отмечали на листе бумаги еще один день, приближающий праздник. Ведь праздничная атмосфера очень важна для любого ребёнка, по сути она даже важнее самих подарков под елкой. А через много лет эти календари можно будет достать, и они напомнят уже повзрослевшим детям о том, как счастливы они были в благословенные времена детства, каким волшебным казалось ожидание Нового Года и Рождества.
Постепенно адвент-календари стали выпускаться на фабриках. В зависимости от тематики, родители могут выбрать традиционный вариант со сладостями или картинками. А может быть, это будет большой стенд с емкостями, в которых будут лежать маленькие подарочки для ребёнка. В любом случае, главная цель адвент-календаря — сделать детство ребёнка еще более счастливым, а ожидание праздника — волнующим.
Родители занимаются творчеством
Но в любой семейной истории всегда больше ценятся объекты, произведенные собственными руками, и традиции, в которых активно задействована вся семья. Потому многие родители предпочитают каждый год не покупать готовый адвент-календарь, а создавать своими руками оригинальную вещь с учетом возраста и особенностей их ребёнка.
Если ребёнок еще очень мал, большой календарь на тридцать один день ни к чему — такое долгое ожидание для него рассеется в воздухе и будет мало связано с праздником в конце месяца. Родители могут сделать для него маленький адвент-календарь, не больше, чем на неделю, может быть, даже на три дня. Его детали должны быть крупными и не иметь острых углов. Если это будут угощения, то они должны быть гипоаллергенными, не очень сладкими и не содержать большого количества специй, чтобы кроха не получил расстройства желудка. Прекрасная для первого адвент-календаря — отдельные пакетики, возможно фантики, свернутые из разноцветной бумаги. Их можно положить в корзинку, и малыш будет каждый день вытаскивать по одному пакетику.
Ребёнок постарше уже сможет по достоинству оценить весь квест из тридцати одного дня. Родители в своем творчестве ограничены только фантазией и необходимыми материалами. Один из самых популярных видов адвент-календаря — картонное панно. Оно вешается на стену, и каждый из дней обозначается на нем коробочкой, подвесным ведерком, конвертом и т. д. Картон есть в каждом доме, его легко оформить в новогодней тематике, а на следующий год такое панно можно будет использовать снова, заменив только украшение и содержимое емкостей. Эта прекрасная традиция будет сопровождать ребёнка все детство.
Тема нашей недели: «Здравствуй, Зимушка — зима. Животные зимой».
Аппликация «Как на горке — снег, снег...»
ПИСЬМО ДЕДУ МОРОЗУ ❄
Дед Мороз круглый год получает письма и пишет ответы. Адреса, куда можно отправить письмо:
— — — — — — — — — — — — — — — — — — -
Россия
162390, Деду Морозу, Октябрьский пер., 1а, г. Великий Устюг, Вологодская обл.
— — — — — — — — — — — — — — — — — — -
Беларусь
225063, Поместье Деда Мороза, Беловежская пуща, п/о Каменюки, Каменецкий р-н, Брестская обл.
Рисование «Праздничный букет»
Пластилинография «Цветы для мамы»
Аппликация «Шляпка для мамы»
Новая лексика:
Существительные: Птица, воробей, ворона, сорока, снегирь, синица, голубь, дятел, сова, голова, глаза, клюв, туловище, грудка, крылья, перья, хвост, лапки, корм, зерно, семечки, крошки.
Прилагательные: Большая, маленькая, голодная, сытая, черная, быстрая, зимующая.
Глаголы: Ходить, прыгать, летать, искать, клевать, сидеть, кормить, чирикать, каркать, ворковать, сыпать.
Рекомендуется:
Понаблюдайте с ребенком за птицами, которые встречаются поздней осенью и зимой в городе. Произнесите четко сами их названия, а потом попросите ребенка повторить вслед за вами: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, голубь.
Рассмотрите изображения зимующих птиц на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их. Обратите внимание ребенка на части тела птицы: голову, хвост, крылья. Покажите перья, которыми покрыто тело птицы. Пусть ребенок учится произносить эти слова.
Помогите ребенку сделать из подручного материала (например, из коробки от молока) кормушку для птиц. Повесьте кормушку за окно. Пусть малыш насыплет в нее пшена и хлебных крошек, а потом наблюдает за прилетающими к кормушке птицами. Расскажите ему о том, почему птиц нужно подкармливать зимой. Пусть он не забывает наполнять кормушку каждый день.
Расскажите и покажите ребенку, что делают птицы: прилетают, садятся, клюют, чистят перышки, улетают. Предложите ребенку произнести эти слова.
Посчитайте птиц до 5 (одна сорока, две сороки, три сороки...). Обращайте внимание ребенка на изменяющиеся окончания слов!
Выучите с ребенком, как разговаривают птицы:
голубь- воркует,
синица — тенькает,
ворона — каркает,
воробей- чирикает
Раскрасьте с ребенком птичек на картинках. Вместе расскажите, какие они.
Дети должны уметь:
Подбирать признаки:
«Какой, какая»
Снегирь – пушистый, красногрудый…
Воробей – маленький, серый, весёлый….
Перья – мягкие, разноцветные….
Подбирать действия:
«Что делает, что делают?»Птицы летают, прыгают, чирикают, вьют, зимуют, высиживают…
Кормушки делают, мастерят…
Употреблять предлоги «над», «под», «в», «из»:
«Расскажи»
Птицы летают над годовой.
Снегирь сидит под деревом.
В кормушку синица прилетела.
Синица вылетела из кормушки.
Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»Птица — птичка
Синица — синичка
Снегирь – снегирёк
Сова – совушка
Воробей – воробушек
Крыло – крылышки
Гнездо – гнёздышко
Хвост – хвостик и т.д.
Пальчиковая гимнастика
«Снегири».
Делайте упражнение вместе с ребёнком, хором проговаривая текст.
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири.
(По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку)
Распушили пёрышки,
Греются на солнышке.
(На первое слово каждой строки – частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам)
Головой вертят,
Улететь хотят.
(По 2 поворота головы на каждую строку)
— Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
(Бегать, изображая полёт птиц)
Почитайте ребенку
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это… (снегири)
Почитайте о птицах:
А.Барто «Воробей», «Скачет шустрая синица»,
В.Звягина «Воробей»,
А.Яшин «Покормите птиц зимой»
А.Чепуров «Трудно птицам зимовать»,
Т. Евдошенко «Берегите птиц»,
Ю.Никонова «Снегирь»,
Л.Григорьева «Синица». ,
Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Посмотри вокруг», «Появились синички»,
Е.И.Чарушин «Воробей»,
В.Зотов «Синица».
Лепка «Птички прилетели к кормушке».