Уважаемые мамы и папы! Скоро наступят долгожданные новогодние каникулы. Время, когда появляется возможность собраться всей семьей и устроить совместный просмотр не только фильмов, но и мультфильмов. Да, да, именно мультфильмов. Поэтому мы приготовили для Вас несколько советов как правильно выбрать мультфильм.
Подборка наших советов поможет узнать родителям о требованиях к информации для детей, которые предъявляет законодательство (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»); маркировке мультфильмов знаками «0+», «6+», «12+».
Совет 1. Выбирайте реалистичных героев.
Обратите внимание на то, что внешний вид, голос героя должны быть естественными. В игре дошкольники используют атрибуты мультипликационных ролей (украшают одежду, изменяют прически, используют кукол — персонажей). Дети копируют героев и используют способы разрешения ситуаций, которые те демонстрируют.
Когда ребенок смотрит мультфильм, он сравнивает себя с героем и учится воспринимать себя, преодолевать собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Если персонаж имеет неестественный вид, в сюжете должно быть объяснение этому.
Родителям следует выбирать героев с реалистичными характерами. Если у персонажа внешних черт больше внутренних, дети не запомнят героя и не будут подражать ему. Дети не могут сравнить себя с неестественными и гротескными героями. Если герои транслируют несвойственное их полу поведение, смешение гендерных ролей, у ребенка искажается гендерная идентичность.
Проанализируйте действия и речь героев: они должны быть понятны детям, темп речи должен быть медленным, с интонационными паузами. Если ситуации мультфильма не соответствуют реальной жизни детей, они не захотят подражать персонажам и не поймут происходящего. Непонятные детям моменты, которые встретились в мультфильме, нужно объяснить.
Совет 2. Защитите ребенка от агрессии.
Рекомендуем родителям избегать мультфильмов, которые побуждают к причинению вреда своему здоровью и самоубийству, а также насилию над людьми и животными. Согласно законодательству продукция с таким содержанием должна иметь маркировку «18+».
Родителям необходимо понимать, что через просмотр мультфильма ребенок усваивает модели поведения. Ребенок переносит на себя эмоциональное состояние героя. Если главный герой ведет себя агрессивно и наносит вред другим героям, дети копируют это поведение. Персонаж мультфильма для ребенка – образец, которому можно подражать. Ребенок учится жестокости, когда на экране персонаж издевается над немощными и старыми людьми, наносит вред животным и природе. Дети злятся и агрессивно ведут себя со сверстниками.
У дошкольника снижается инстинкт самосохранения, если он видит в мультфильме опасные примеры поведения. Копируя действия мультипликационного героя, он может нанести вред своему и чужому здоровью.
Совет 3. Исключите «быстрые» мультфильмы и спецэффекты.
Рекомендуем родителям оценить скорость предъявления видеоряда в мультфильме. После просмотра мультфильмов с высокой скоростью смены кадров и сильной динамикой дети гиперактивны, невнимательны, плохо запоминают информацию, не могут решать познавательные задачи. Посоветуйте выбирать мультики, где кадры сменяют друг друга плавно.
Яркие мультфильмы с контрастными неестественными цветами вызывают сильные переживания у детей, утомляют нервную систему. Советуем избегать мультфильмов с большим количеством спецэффектов. Дети эмоционально реагируют на них, после просмотра агрессивно ведут себя со сверстниками и не слушают взрослых. Также спецэффекты мешают детям понять смысл событий.
Несколько слов про важность сюжетных пауз. Когда в мультфильме нет сюжетных пауз, дошкольники не успевают осмыслить то, что происходит на экране. Если ребенок не понимает сюжет, он не усваивает нормы и образцы поведения, не может построить полноценную игру по мотивам мультфильма. Например, дети не используют сюжеты в свободной игре с игрушками-персонажами.
Рекомендуйте избегать многосерийных мультфильмов. Из-за большого количества серий ребенку трудно запомнить сюжет. Это мешает дошкольнику понять события, которые происходят на экране.
Совет 4. Воспитывайте мораль.
Важно использовать для детского просмотра мультфильмы, которые транслируют общепринятые моральные нормы. Ребенок учится понимать, что такое добро и зло, именно через сказки и мультфильмы. Поступки и убеждения героев дошкольники воспринимают некритично, как правильные и естественные. Если плохие герои остаются безнаказанными, ребенок не усваивает, что хорошо, а что плохо. Он пренебрегает запретами, не слушается взрослых.
Родители могут показывать детям мультфильмы, в которых присутствуют ненатуралистические сцены насилия, если в сюжете добро торжествует над злом, герои выражают сострадание к жертве или осуждают насилие. Такие мультфильмы имеют маркирвоку «0+».
Рекомендуем исключить мультфильмы, которые содержат нецензурную брань, а также вызывают желание употребить наркотики, табак и алкоголь. В сюжетах герои не должны оправдывать противоправное поведение, неуважение к родителям или другим членам семьи.
Современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже антивоспитательным потенциалом, дезориентируя ребенка. Многие мультфильмы советского периода содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического воспитания, а значит, могут быть эффективно использованы в педагогическом процессе. Таким образом, крайне важно поставить анимацию на службу воспитанию, а не стать вместе с ребенком рабами мультфильма.
Желаю Вам и детям новогодних праздников, наполненных удовольствием попадания в мир детства, в который нас приводит мультипликация!
С уважением, педагог – психолог Кубешева Татьяна Владимировна!