ВОСПИТЫВАЕМ ДОБРОТОЙ
На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в детской среде становится все более очевидной. Она проявляется в отсутствии терпимости, сопереживания к окружающим, чрезмерной агрессии.
Первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, усвоение моральных норм общества ребенок приобретает именно в дошкольные годы. Именно поэтому важной задачей для нас, как взрослых, выступает формирование в детях доброты, выступающей основой нравственного поведения.
Мы много говорим о доброте, о том, как нужно вести себя с окружающими. Но можем ли мы доступно объяснить ребёнку «Что же значит «добрые дела»? Для начала необходимо определиться с таким важным понятием как доброта.
Доброта– это очень сложное и многогранное качество личности. Выделяют такие основные «ступени» доброты, как:
1 Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
2 Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
3 Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
4 Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
5 Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
6 Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
7 Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.
Не секрет, что некоторые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кто напорист, умеет отстаивать свои интересы любой ценой.
Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном случае, из ребенка может вырасти эгоист не только по отношению к окружающим, но и к близким и родным людям.
Доброту и чуткость в ребенке нужно воспитывать. При этом воспитать доброту можно только добром.
Сочувствию и сопереживанию человек учится всю жизнь. Дети, еще не научившиеся всему этому, часто не отдают себе отчет в том, что они делает больно другому. Особенно плохо, когда близкие взрослые не объясняют это, а поощряют в детях жестокость.
Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
Важно прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям, животным.
Для духовного воспитания детей очень важно читать им поучительные сказки со счастливым концом, в которых добро всегда побеждает зло.
Также очень важно поощрять ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде.
Важно воспитать ребенка на личном примере. Ребенок должен видеть ежедневно доброе отношение родителей к людям.
Необходимо общаться с ребенком:
— рассказывать ему придуманные вами сказки о добрых людях;
— вместе смотреть добрые мультфильмы;
— чаще читать поучительные народные сказки с последующим их обсуждением;
— учить ухаживать за растениями, животными;
— развивать эмпатию у ребёнка;
— говорить с ребенком о разнообразии людей вокруг нас, рассказывать, как непросто живется детям-инвалидам и детям-сиротам;
— не учить давать сдачу, это учит агрессии, а учить тому, что конфликт возможно решить словами;
— учить ребенка помогать в домашних делах, привычка заботится о родных закрепляется на всю жизнь;
— хвалить детей за добрые дела и учить получать от добрых дел удовольствие.
В качестве примера можно привести следующие игры и упражнения, воспитывающие доброту в детях.
1. Игра «Вежливые слова» (на ковре).
Давай поиграем в игру. Я буду начинать фразу, а ты продолжишь:
– Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо).
– За доброту, любовь и книгу, скажем маме мы … (Спасибо).
– Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте).
– Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста).
– В разных странах на прощанье говорят … (До свидания).
– В лесу зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день).
А какие ещё вежливые слова ты знаешь? (Выслушать ответы ребенка).
2. Упражнение с карточками.
Можно распечатать и разрезать на карточки следующие картинки.
Родитель говорит: у меня есть карточки, на которых изображены разные действия. Давай я буду показывать их тебе, а ты говорить правильно ли поступают герои, изображённые на них, и как поступил бы ты в этой ситуации?
3. Упражнение «Дерево Добрых Дел».
Можно предложить ребенку нарисовать на листе ствол дерева и украсить его, заранее вырезанными, листьями, на которых написать предложенные ребенком добрые дела.
Находясь в комнате ребенка, ему предлагается следующее: «Посмотри вокруг, как ты думаешь, какие добрые поступки мы можем совершить? Ребенок должен сам предложить добрые дела. Можно подсказать: полить цветы, протереть пыль на книжных полочках, разложить игрушки красиво по местам.
Вот, сколько добрых дел ты назвал. Давай запишем их на листиках и наклеим их на наше дерево добрых дел.
А теперь давай постараемся сделать так, чтобы наше дерево слало зелёным. Давай дружно потрудимся и справимся со всеми делами, согласен? Далее можно вместе с ребенком полить цветы, расставить аккуратно книги на полке, убрать игры и игрушки.
Выполнив какое-либо доброе дело нужно разукрасить листик со сделанным добрым делом в зеленый цвет.
Родитель: Какие мы с тобой молодцы, посмотри какое теперь зелёное наше Дерево Добрых Дел. Я очень рад (а, что ты у меня такой добрый (ая) и заботливый (ая). Давай повесим наше дерево на стену в твоей комнате.
Подобным образом можно рисовать новые деревья добрых дел и предлагать ребенку их выполнить, чтобы на стене получилась алея из таких деревьев.
7 СОВЕТСКИХ МУЛЬТФИЛЬМОВ, КОТОРЫЕ ВОСПИТЫВАЮТ В ДЕТЯХ ДОБРОТУ:
Эти мультфильмы способствуют тому, что ребёнок будет расти полноценной, высоконравственной личностью, уметь понимать и уважать чувства других.
1. Мешок яблок
Учит щедрости, умению делиться с другими. Мультик закладывает в
сознание важную мысль: если ты щедрый, то у тебя будет много хороших друзей.
2. Крошка енот
Учит вечной истине: улыбнись встречным людям, они в ответ улыбнутся тебе! Мультик учит доброте и приветливости, а также показывает, что проблемы кулаками решать нельзя.
3. По дороге с облаками
Учит детей быть дружными и уметь дружить. Не сидеть дома за компьютером, а заниматься вместе с друзьями полезными и весёлыми играми.
4. Неуловимый Фунтик
Учит доброте и показывает, что зло всегда будет наказано. Главной изюминка этого мультфильма — песня про доброту, которую легко выучить и петь вместе со своим малышом.
5. Мама для мамонтёнка
Нежный и милый мультик, учит трепетному и уважительному отношению к родителям. Несёт в детские умы важную мысль, что родители — это главное сокровище, которое нужно ценить.
6.Большой Ух
Учит тому, что нужно заступаться за маленьких и слабых, помогать им. Мультфильм показывает, что решить любую проблему можно не силой, а добротой.
7.Поросёнок Чуня
Учит тому, что не важно твое происхождение, то кем ты являешься, определяют твои поступки.
В качестве базовых советов в воспитании доброты в детях можно привести следующие:
— никогда не воспитывайте в плохом настроении;
— ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу;
— представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг;
— оценивайте поступок, а не личность; сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же;
— дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошности.
— родитель должен быть твердым, но добрым.
Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать.
В наших с Вами силах сделать так, чтобы все детки росли успешными, способными к совершению добрых дел.
Уважаемые родители, благодарим Вас и Ваших деток за участие в конкурсе «Солнце в моём крае самое доброе» на тему «Сказочные герои моего края». В нём приняли участие четыре ребёнка 5-6 лет: Катя Ш., Владимир Б., Артур Б., Александр К. Дети выполнили по сказке А.Ткаченко «Маленькая сказка про Иркутск» коллективную работу в разных техниках: рисование гуашью (кистью, вилкой), цветным песком, аппликации из цветной бумаги, «иголки» у ежа – природный материал (еловые иголки). Перед выполнением коллективной работы была проведена предварительная работа: проведено занятие о доброте, добрых людях и поступках с различными сказочными героями из рассказов и сказок сибирских писателей Трофимова М.Е. «Медведь и шмель», Устинова С.К. про лешего Кешу, необыкновенных птичках и животных; чтение сказки А.Ткаченко «Маленькая сказка про Иркутск», беседа по её содержанию, пересказ и обыгрывание сказки: роль главного героя ежа выполнял ребёнок, родители принимали активное участие; обсуждение сюжета коллективной работы и её выполнение.
Текст сказки:
Маленькая сказка про Иркутск
Альфира ТкаченкоЁжик проснулся, пошевелил носиком и побежал по тропинке, между елок. Он увидел желтый шар над городом. Шар поднимался высоко в небе над Иркутском, освещая все вокруг. Влажный воздух с Ангары освежал: ели, цветы, дома и окна. Ежик был добрый и очень любил жизнь. Он понял, что только солнышко, поднимающееся над домами и горами, может дать ему еще много-много дней. Ежик пробрался по траве к мосту и был так счастлив, что от радости готов прыгать на месте и кричать:
— Солнышко! Ты меня слышишь! Я здесь! Я хочу дружить с тобою...
А Солнышко, увидев присыпанного елочными иголками Ежика, улыбнулось и сказало:
— Я вижу тебя, Ежик. Я тоже хочу дружить с тобою и купаться в реке, и гулять по лесу, и дружить с разными животными, и любоваться цветами на лугах, и пить кофе с друзьями.
Пока Солнышко перекатывалось к новому другу, его окружил туман. Серые лапы обхватили желтый шарик и Солнышко скрылось. Некоторое время Ежик сидел на траве и думал: «Куда это девался его новый друг? Что случилось? Не обидел ли я его?» Маленький Ежик еще не знал, что над рекой расстилается туман и что потом идет дождик. Про дождик Ежик слышал, а про туман нет. Он вздохнул и побежал прятаться под мохнатые ветки ели. Маленький колючий комочек сидел под деревом и думал: «Вот сейчас я возьму палку и взмахну ею и тогда туман убежит от нас, испугавшись. Ведь туман не такой смелый. И почему это он решил, что солнышко должно дружить с ним? Это не правильно. Солнышко захотело дружить со мною и птичками, и цветами, и деревьями, и с рекой, которая светилась под его лучами».
Солнышко начало выглядывать из-под серого рукава тумана и улыбаться Ежику:
— Ежик, а я вот где. Я тебя опять вижу. Я сейчас вылезу из рукава тумана и прибегу к тебе и мы будем играть. Туман холодный и склизкий. Мне не понравилось с ним дружить.
Солнышко выскочило из рукава длинной рубахи Тумана и быстро-быстро побежало к Ежику. Маленькие друзья радовались солнечным лучам, которыми Солнышко приглаживало цветочки. Они бегали по лужайке возле ели и смеялись. Весь остаток дня Ежик и Солнышко любовались радугой над рекой и только среди сумерек Солнышко зевнуло и побежало к своей маме.
— Ежик. Иди спать. Мы будем завтра бегать с тобою на лужайке и звать птичек к себе в хоровод. Собирать цветы и плести венки. А еще звать к себе пчел, чтобы они дали нам сладкого меда. Пока.
Пересказ сказки ребёнком 6 лет с ограниченными возможностями здоровья Владимира Б., текст сказки, записанный взрослыми ребёнка с его слов:
«Жил-был Ёжик. Однажды он проснулся, понюхал носиком и увидел над городом большой светящийся шар. Он освещал весь Иркутск, и улицы, дома, деревья. Ёжик обрадовался солнышку и закричал: «Солнышко, привет!!! Давай играть!». Солнышко увидело Ёжика, он был в иголках от ёлки. Солнышко покатилось к нему, а в это время Туман обхватил его лапами и Солнышко скрылось. Ёжик не знал Тумана, а про дождь знал. Он не понял, что случилось, и подумал, что Солнышко обиделось на него. Ёжик спрятался под ёлку, хотел палкой прогнать Туман, он подумал, что только Туман хочет играть с Солнышком. А Солнышко опять выглянуло, и они увидели друг друга, обрадовались, стали играть, петь, ласкать травку и цветы, птичек, смотреть на радугу. А потом наступил вечер и Солнышко пошло домой, и Ёжику сказало идти тоже. Солнышку не понравилось играть с Туманом, потому что он был мокрый, холодный. А завтра Ёжик и Солнышко будут играть, звать птичек и пчёл, они дают вкусный мёд.»
Вот какая интересная творческая коллективная работа у нас получилась: