Стена группы

Загрузка...

                                                Обогащаем словарь дошкольника.

                         Уважаемые родители, хотим познакомить Вас с приѐмами

                                     обогащения словарного запаса дошкольников.

  Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным ребёнок придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.

  В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

  Следует отметить и то, что своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

   Речь открывает доступ ребѐнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребѐнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.

   Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во-первых, словарь ограничен в количестве. Во-вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре (те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный (слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи). Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – «дом») или действия (кузов – «песок возят»), зачастую части предметов заменяют названиями частей тела (воротник – «горлышко»; кабина – «кузов»). Также дети заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (пишет – «раскрашивает»).

    В словаре мало обобщающих понятий (машина, трамвай, поезд, самолет – это… — транспорт). В речи детей практически нет антонимов (слова противоположные по значению: холод — жара), очень мало синонимов (слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа). Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

   Как развивать словарь ребенка? Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:

обогащение словаря новыми словами (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);

уточнение словаря (наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира);

активизация словаря (дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться);

устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).     Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так малыш познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас.

   Стимулируйте развитие словаря посредством:

наблюдения (наблюдайте за каким-нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе, рассматривайте различные предметы и т.д.);

рассматривания и описания картин, картинок, игрушек и различных предметов; показа фильмов и последующего обсуждения;

чтения художественных произведений;

дидактических игр, словесно-логических упражнений.

  Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т.д.

   Игры и упражнения для развития словаря.

   В игровом материале основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом.

   Упражнения с существительными.

Например:, покажите ребенку игрушечного медведя и попросите его назвать эту игрушку по-разному: мишка, мишенька, мишутка и т.д. Можно усложнить задание: «Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук [ш] (мишутка, мишка, сынишка, малыш, игрушечка и т.д.). Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины)»

   Упражнение с глаголами .

Попросите ребенка ответить на вопросы:

1) Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять и т.д.)

2) Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), играть и т.д.) 3) Как ведѐт себя щенок, когда ему дают кость? (грызѐт, наслаждается, рычит, радуется, торопится) 4) Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит)

   Упражнения с прилагательными.

Попросите ребенка подумать, о чѐм можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо)? Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весѐлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее) Каким может быть ручеѐк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим)

   Упражнения с наречиями

Попросите ребенка ответить на ряд вопросов (после чего поменяйтесь местами – пусть ребенок сам придумывает вопросы):

1) Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),

2) Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

3) Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

   Дорогие родители, помните, что важно использовать каждую минуту общения с ребенком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребенком книг и обсуждать с ребенком прочитанное, побуждать ребенка высказывать свое мнение и переживания. Тогда речь вашего ребёнка будет грамотной и красивой.

  Поговорите с ребёнком о празднике«День Космонавтики»:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

                                                                    Уважаемые  родители! 

В лекотеке открывается персональная выставка творческих  работ каждого воспитанника. Это форма презентации достижений вашего ребёнка, его творческого самовыражения. Главное назначение персональной выставки — это формирование у ребёнка положительной самооценки и внутренней мотивации к достижениям. Ведь, как важно заметить что-то хорошее, а не акцентировать внимание на том, что ещё не умеешь. Выставка — это не просто экспонируемые вещи, рисунки и предметы. Это достижения ваших детей, мир детского творчества, мир талантливых изобретателей. Как важно, чтобы ребёнок ощущал  свою значимость и видел свои достижения в творчестве, что стимулирует ребёнка на развитие большей креативности, повышает его самооценку. Персональная выставка является точкой, от которой ребёнок сделает первый значимый шаг для достижения новых целейВыставка — это гордость для детей и родителей. Персональная выставка носит подвижный характер и меняется каждые 10 дней.                                                                                           Сегодня свою персональную выставку открыл наш Артур Б, мальчик весёлый, очень доброжелательный, общительный. гордый, любит поспорить и пошутить, посмеяться и погрустить. А главное, Артурчик с огромным желанием идёт на контакт.  Успехов тебе, наш юный участник персональной выставки. 

                                                          Изображение

Уважаемы родители, приглашаем Вас к сотрудничеству в создании персональных  выставок творческих работ ваших детей.

                                 Добрый день, уважаемые родители наших воспитанников 

   Мы рады приветствовать Вас на лекотечной страничке! Всегда приятно видеть Вас со своими детьми. Это же здорово, когда взрослые и дети вместе путешествуют, вместе отдыхают, вместе решают проблемы, вместе строят планы на будущее.  Этой теме и посвящён стенд «Здорово, когда семья со мной!» огромная Вам благодарность за сотрудничество в создании фотовыставки.

Изображение