Уважаемые родители!
Наступившая неделя посвящена Международному Дню художника.
Важно уже в детстве приобщить ребёнка к рисованию и возможно открыть в нём талант художника. А почему это важно, вы узнаете познакомившись с консультацией
«Роль рисования в жизни ребенка».
Многие родители, глядя на художества ребёнка, зачастую перекочевывающие на стены и другие поверхности в детских комнатах, возмущаются до глубины души. А ведь рисование имеет поистине огромное значение в развитии личности малыша. Поэтому перед тем, как ругать ребенка, попытайтесь направить его искусство в нужное направление.
Давно нашел свое научное подтверждение тот факт, что личность ребенка формируется в самые первые годы жизни. Именно в первые три — четыре года можно раскрыть огромный потенциал творческих способностей ребенка, его воображение, фантазию, что послужит базой для формирования его как личности. Однако этот процесс не происходит сам по себе.
Творческие способности ребенка формируются при определенных условиях, созданных окружающими его взрослыми людьми. Они обуславливаются не только воспитанием в семье, но и специальными занятиями. Важно помнить, что творческие способности ребенка формируются под влиянием различных видов искусств и в первую очередь рисования.
Рисование имеет огромное значение для развития ребенка.
Во-первых, развивается мышление малыша.Во-вторых, развивается память, внимание, совершенствуется мелкая моторика ребенка. Малыш учится думать, анализировать, сравнивать и воображать. Формирование словарного запаса ребенка происходит в процессе расширения его кругозора. А многообразие существующих оттенков цветов, разнообразие предметов окружающего мира способствуют обогащению знаний ребенка, а соответственно, и словарного запаса. В процессе изобразительной деятельности сочетаются физическая и умственная активность малыша. Для создания рисунка требуется приложить усилия, стараясь овладевать определенными умениями. Первоначально у ребенка возникает заинтересованность, лишь только понемногу появляется тяга к творчеству — жажда приобрести результат, сотворить определенный рисунок.
Фантазия и воображение — это важнейшая сторона жизни малыша. А развивается творческая фантазия особенно насыщенно в возрасте от 5 до 15 лет. Совместно с уменьшением способности выдумывать, у ребенка обедняется личность, понижается и гаснет потенциал творческого мышления, также как и заинтересованность к искусству, к творческой деятельности. Для того, чтобы совершенствовать творческую фантазию у ребенка, необходима особая стратегия формирования художественной деятельности.
В — третьих, изобразительное искусство – первое искусство, которое появилось на земле 3 тысячи лет назад, об этом свидетельствуют наскальные рисунки «петроглифы». Человек во все времена хотел себя выразить, поделиться своими впечатлениями, такова природа человека. А для маленького ребенка, который еще не умеет говорить и выразить себя словесно – рисунок самая доступная форма выражения.
Рисование не только способствует развитию важнейших психических функций — зрения, двигательной координации, речи и мышления, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, формирует и фиксирует представление о мире. Наконец рисование — это важнейший информационный и коммуникативный канал.
В — четвертых, по мнению ученых, рисование имеет особый биологический смысл. В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Ведь детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда, рисование — один из путей выполнения программы совершенствования организма.
Начиная с 2-х лет и до подросткового возраста, дети всех стран и континентов в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «кругов» и «головоногов». Изобразительная деятельность ребенка на первых порах осваивается линией, затем она замыкается, образуя окружность неправильной формы. Окружности «тиражируются», замыкают сами в себе окружности меньшего диаметра. Затем окружности вступают вовзаимодействие друг с другом, образуя различные композиции.
Большинство специалистов — и психологов, и педагогов — сходятся во мнении: осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. Поэтому рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л.С. Выготский называл рисование «графической речью».
В — пятых, по рисунку ребенка мы можем диагностировать его психическое и физическое состояние. Современный метод психодиагностики по рисунку основан на работах известного русского ученого И. Сеченова, который изучал психомоторные связи в организме. Он считал, что всякое представление, возникающее в психике, любая ассоциация, связанная с этим представлением, заканчивается движением. Так, мышцы руки через движение «запечатлевают» на листе бумаги отношение рисующего к себе и к окружающему миру, его психическое и физическое состояние. Изображая любого человека, ребенок, подсознательно изображает себя. Анализируя изображение, мы можем констатировать личность ребенка по компоновке относительно центра листа, его самооценку. По рисунку, анализируя отдельные части лица и тела можно определить интеллектуальную сферу ребенка, что движет действиями ребенка — разум (при большой голове) или эмоции (при маленькой). Определить эстетические наклонности ребенка.
Цветовые характеристики рисунка могут указать на здоровье или нездоровье ребенка, укажет на его склонности и т.д.
В — шестых, современная школа использует интегрированные методы в обучения. Почти во всех предметах начальной школы требуются изобразительные навыки. И если ребенок не владеет элементарными навыками рисования, то и плохо запоминает.В — седьмых: рисование за мольбертом, владение кистью и красками способствует становлению красивого почерка и развивает каллиграфию.