КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЛЮБИТЬ И БЕРЕЧЬ КНИГУ
Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчёт. Поэтому семья, во многом определяет путь ребёнка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьётся вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом пример.
Мудрые люди утверждают, понимание доброты и справедливости приходя к детям из жизни и из книг. Честность, совестливость, уважение к людям и себе, любовь к знанию и труду ответственность, чувство долга перед семьей, отцом, матерью, достойные примеры для подражания — всё это ненавязчиво входит в сознание ребёнка при чтении хороших книг. Хорошие книги воспитывают художественный вкус и развивают чувство прекрасного. Книга не действует на человека немедленно, но она как зерно, которое посеяно в землю, всходы и ростки даст потом, после долгих и упорных трудов. Книги исподволь совершенствуют ум, дают мощный импульс воображению, делают восприимчивее и более отзывчивой детскую душу. Чем раньше взрослые начнут приобщать детей к книге, тем успешнее будет осуществляться развитие малыша. Ребёнок с самого раннего возраста должен видеть книгу рядом с собой, сначала в руках взрослого, а уже потом и в своих руках.
Читайте ребёнку каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Не уговаривайте ребёнка слушать, а начинайте читать в голос, меняя интонацию. Книга должна быть ярко иллюстрирована и не очень объемная.
Необходимо, листая книгу, обратить внимание на правила пользования книгой, а именно:
1. Книгу необходимо брать только чистыми руками;
2. Аккуратно перелистывать листы книги, не загибать листы;
3. Нельзя рисовать в книгах, даже если они вам не нужны. Надо объяснять, что для этого используются книжки-раскраски, так как именно это те книги, которые необходимо украшать;
4. Нельзя рвать книги и мять у них листы;
5. Слушать книги надо в полной тишине.
Десять почему необходимо читать книги детям
1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребёнка и развивается словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ.Из книг ребёнок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг ребёнок узнаёт о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всём, что его интересует.
5. Книги помогают ребёнку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
6.Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
7.Хорошую детскую книгу можно читать ребёнку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮродителей и детей, установлению взаимопониманию, близости, доверительности.
8.Книги — ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙв решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
9.Книги придают ВДОХНОВЕНИЕ И СИЛЫ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
10.Чтение — самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребёнка занятие. Книгу можно брать с собой куда угодно. Её можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.
Как развивать у детей читательский интерес
прививайте интерес к чтению с раннего детства;
покупайте книги, яркие по оформлению и интересные по содержанию;
систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой;
обсуждайте прочитанную книгу;
вспоминая содержание книги, намеренно искажайте его, чтобы проверить, как запомнил ребёнок;
воспитывайте бережное отношение к книге;
дарите ребёнка книгу с дарственной надписью, с тёплыми пожеланиями.
ПОМНИТЕ, только приученные к книге дети обладают бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Ребёнок рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Именно книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.
Задача взрослого – открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Список книг, которые рекомендуют читать детям дошкольного возраста:
1. Сказки и стихи Корнея Чуковского;
2. Самуил Маршак: «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Детки в клетке», «Усатый-полосатый»;
3. Стихи Агнии Барто;
4. Русские народные сказки;
5. Рассказы о животных Евгения Чарушина, Николая Сладкова, Константина Ушинского;
6. Рассказы и сказки Владимира Сутеева;
7. Рассказы Валентины Осеевой;
8. Рассказы Николая Носова;
9. «Волшебник изумрудного города» Александра Волкова;
10. Сказки Геннадия Цыферова;
11. Дж. Родари «Приключения Чиполлино»;
12. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и другие.
ОЧЕНЬ НАДЕЕМСЯ, ЧТО ВЫ ПРИСЛУШАЕТЕСЬ К НАШИМ
РЕКОМЕНДАЦИЯМ