Особенности речевого развития детей 3 лет
1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.
2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.
3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие ([ш, ж, щ] и сонорные [л, ль р, рь]. Твердые и мягкие звуки различаются большинством детей.
5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно.
6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать помногу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.
7. Понимает несложные сюжетные картинки.
Особенности речевого развития детей 4 лет
1. Словарный запас достигает 2000 слов.
2. В активной речи появляются слова — обобщения.
3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
4. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие звуков [р, рь].
7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.
Особенности речевого развития детей 5 лет
1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами — обобщениями.
4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов.
7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
Особенности речевого развития детей 6 лет
1. Дети понимают обращенную к ним речь, а также тексты прочитанных произведений.
2. Правильно различают звуки на слух, придумывают слова на заданный звук или с данным звуком. Выделяют заданный звук из слова, из ряда слогов и звуков.
3. Произносят сложные слова со стечением согласных, состоящих из трех и более слогов (защитник, мотоциклист, библиотекарь, водопроводчик и т.д.). Делять слова на слоги, определяют количество слогов в слове.
4. Произносить длинные и сложные предложения (Например: В саду за высоким забором растут яблони, а в кустах – шиповник.)
5. Понимают и правильно потребляют в речи предлоги (в, на, из, из-за, из-под, около, между и т.д.).
6. Правильно согласовывают части речи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе. Например: пять карандашей, красное яблоко, много стульев и т.д.)
7. Образовывают слова с помощью приставок и суффиксов, а также наречия от прилагательных (чистый – чисто), сравнительные степени прилагательных (длинный – длиннее – самый длинный). Образовывают глаголы движения с приставками (шел – зашел – обошел – пришел – вышел).