АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Блог учителя-логопеда
Для чего?
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения. Одни упражнения помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие – увеличить объем и силу движений, третьи вырабатывают точность положения губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Существует множество упражнений, но все подряд выполнять не нужно. Логопед назовет те, которые необходимы именно вашему ребенку, поможет определить, какие звуки у ребенка нарушены. Вы, как родитель можете познакомить ребенка с названиями частей своего тела, артикуляционных органов, научить в них ориентироваться. Вместе с ребенком найдите и покажите верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, нёбо, «бугорки» (альвеолы), подбородок, уголки рта, правую и левую щеки.
Когда?
Если вы начинаете заниматься артикуляционной гимнастикой с ребенком с 3-4 лет, это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением. Детям 5-6 лет упражнения помогут подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые самостоятельно освоить ребенку не удалось. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, у которых, что называется, «каша во рту».
Помните, что чем раньше вы начнете занятия с ребенком, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно, а иногда и просто невозможно исправить даже логопедом.
Как?
Артикуляционная гимнастика должна проводиться систематично, лучше всего 2 раза в день по 5-8 минут. Каждое упражнение выполняется по 8-10 раз.
Статические упражнения (упражнения артикуляционной позы в одном положении) выполняются по 5-10 секунд под счет взрослого.
Артикуляционные упражнения необходимо выполнять сидя перед большим зеркалом, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого – так он будет контролировать правильность выполнения, тело не должно быть напряжено, руки и ноги в спокойном положении. Все движения выполняются последовательно, точно, сначала медленно, затем темп и количество постепенно увеличиваются. Взрослому необходимо следить за координированностью и полнотой объема движений, плавностью перехода от одной артикуляционной позы к другой. Также важно обращать внимание на симметричность выполнения по отношению к правой и левой сторонам лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Если вы заметили, что движения в процессе выполнения становятся неточными, хаотичными, лучше закончить гимнастику, так как ребенок устал.
Для эффективности гимнастики следует соблюдать простые правила: не принуждать, делать все в игровой форме, через час после еды, руки должны быть чистыми, делать регулярно (каждый день по 5 – 8 минут).
И еще очень важный момент. Не раздражайтесь и не показывайте своего огорчения, если у ребенка не получается какое-то упражнение. Похвалите его за старание и вселите надежду на успех.
Базовыми упражнениями для ребенка любого возраста будут следующие:
«Улыбка», «Лягушка»
— улыбнуться так, будто уголки рта хотят дотронуться до ушей (удержать улыбку и так еще сделать 3-5 раз).
«Хоботок»
— вытянуть губки вперед, чтобы они стали похожи на хоботок слоненка.
«Бегемот»
— открыть широко рот, удержать несколько секунд и закрыть.
«Заборчик»
— показать все зубки-заборчик, за которыми живет язычок.
«Иголочка»
— губы в улыбке, язычок тянется вперед, как будто хочет достать вкусную конфету. Язычок при этом становится узким, как иголочка.
«Лопатка»
— широкий язычок спокойно лежит на нижней губе несколько секунд. Удачи!