Речевые игры в летний период

Лето — самая интересная пора, как для взрослых, так и для детей. Родители имеют возможность больше времени проводить с детьми. Самое удобное время, чтобы закрепить, полученные речевые навыки.
А как все это лучше выполнить? Конечно, играя!
Играя с ребенком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Если задание кажется ребенку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры, которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.
1.«Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2.«Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зеленый — … дом, помидор. Зимняя — … одежда, рыбалка. Домашнее — … печенье, задание.
3. Скороговорки — языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона вороненка. Ткет ткач ткани на платье Тани.
4.«Общие слова».
Ребенок должен назвать фрукты …, мебель …, птиц …, овощи …, одежду …
Ребенку предлагается назвать одним словом: сосна, береза, клен – это деревья.
5.«Четвёртый лишний».
Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Ваза — роза — нарцисс — гвоздика.
6. «Посчитай». Считаем все, что можно посчитать: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока … пять красных яблок и т.д.
7. «Скажи наоборот». Взрослый называет какое — либо слово, а ребенок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех — …, лето — …, день — …, холод — …, север — … и т.п.
Глаголы: пришёл — …, нырнул — …
Прилагательные: широкий — …, маленький — …, богатый -… и т.п.
Наречия: далеко -…, высоко — …
8. «Подбери слово» Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала — любые слова, а потом — по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
9. «Большой — маленький». Ребенку предлагается назвать ласково, Ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детенышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
10. «Отгадай загадку». Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
«Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки: это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
11. «Назови, какой…». Образование прилагательных: сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок — яблочное и т. д.
12. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
Кого в лесу больше: елок или деревьев?
13. «Подбери слово». Птица — перья. Рыба — … Огурец — овощ. Ромашка — …
14.«Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
15. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.