игры по развитию речевого дыхания, фонематического слуха
Игра «Пузырьки» — формирование предпосылок комбинированного типа дыхания (вдох носом, выдох ртом).
Используется стакан до половины наполненный водой и соломинка для коктейля. Ребёнок учится контролировать силу выдоха.
Игра «Капелька» — активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребёнку подуть на неё через соломинку, капелька «бежит» и оставляет след на бумаге.
Игра « Мой сад» -контролировать силу воздушной струи.
В плотный картон ввинчиваются пружинки с цветочками. От воздушной струи пружинки качаются.
Игра «Катись, карандаш» — развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц.
Дуть на карандаш, находящийся на столе.
Формирование речевого выдоха
Произнесение определённого количества слов на одном выдохе.
Показатели произнесения определённого количества слов на выдохе:
3 – 4 года — 3 – 5 слов
4 – 6 лет — 4 – 6 слов
6 – 7 лет — 5 – 7 слов
Развитие фонематического слуха
Прежде чем научить различать и анализировать звуки, он должен уметь сосредоточиться на звуке – это слуховое внимание, без которого невозможно слышать и понимать речь.
Игры на развитие слухового внимания
Игра «Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш, звенит бубен и т.д.)
Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой.
Звуки должны быть ясные и контрастные.
Игра «О чём говорит улица?»
Игра «Разговор шёпотом»
Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка.
Игра «Кто позвал», «Кто сказал «мяу»?
Игра «Послушай, повтори»
Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.
Игра «Где позвонили?»
Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой напрвление.
Игра «Дятел»
Отстукивание ритма.
Игра «Угадай, кто это?»
Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре.
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква»,
водящий определяет, кто «лягушка».
Игры на развитие фонематического слуха
Игра «Внимательные ушки»
Ребёнок с завязанными глазами хлопает на определённый звук, слог, слово.
Игра «Подними флажок»
Используются флажки красного, синего и зелёного цветов.
Игра «Где спрятался звук?» (определения места звука в слове: начало, середина, конец слова).
Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей. Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою».
Игра «Кто больше?»
Называть картинки с заданным звуком.
Игра «Убежал звук» (.пельсин,.нанас)
Игра «Картинке – своё место»
Разложить картинки к своёму вагончику, в зависимости от места звука в слове.
Игра «Найди свою букву»
Картинки раскладываются в зависимости от первого звука в слове.
Игра «Построй пирамидку»
Необходим рисунок пирамиды, состоящей из квадратов. В нижней части
каждого — кармашки для вкладывания картинок, внизу – 5-6 квадратов,
вверх количество квадратов уменьшается.
Пирамидку можно использовать для определения длинного слова и
короткого, для определения количества слогов.
Игра «Волшебный паровозик»
Используется для:
— определения места звука в слове
— дифференциации твёрдости-мягкости согласных (вагончики красного, синего, зелёного цветов)
— закрепления образа букв
Игра «Кубик»
Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку.