ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 4 – 5 ЛЕТ
Блог учителя-логопеда
После 4 лет дети умеют свободно обращаться с наречиями, прилагательными, предлогами, хотя чистота произношения еще может страдать из-за сложностей с сонорными или шипящими (однако к концу пятого года в норме все звуки становятся на место). Огромная роль в этом принадлежит родителям, их способности создать вокруг ребенка правильную, активную речевую среду и благоприятную обстановку в семье.
Речь малышей младшего дошкольного возраста характеризуется следующими особенностями:
- дети могут назвать имена, отчества, фамилию всех членов своей семьи, адрес проживания;
- владеют 3000–4000 слов, активно их используют;
- умеют ориентироваться во времени суток, пространстве вокруг себя;
- знают названия и последовательность времен года;
- знают все основные геометрические фигуры, счет до пяти;
- употребляют вежливые слова;
- могут идентифицировать свое самочувствие, настроение;
- умеют полно отвечать на вопросы, задавать их собеседнику;
- делают достаточно подробный пересказ, составляют рассказы на заданную тему, придумывают конец обозначенной истории;
- могут описывать предметы, определять предмет только по описанию;
- строят фразы из 6–8 слов;
- используют повелительное наклонение, множественное число;
- употребляют синонимы и антонимы, правильно употребляют прилагательные, наречия, предлоги;
- согласовывают слова в предложении по роду, числу, падежу;
- определяют отличительные признаки предметов;
- знают разные профессии и их суть;
- могут без проблем пересказать услышанное, увиденное;
- знают наизусть стихи, скороговорки, забавные потешки.
Активный словарь:
Сейчас кроме существительных и глаголов речь дошкольников отличается присутствием наречий с признаками времени и пространства (скоро, сейчас, около, вокруг). Появляется понятие ступеней обобщения (мышь – грызун – животное). Дети знают животных, их детенышей, части предметов (колесо машины, полка шкафа, ножка стула). Расширение словарного запаса в этом возрасте является главным правилом овладения связной речью.
Грамматический строй речи:
Дети этого возраста активно занимаются словообразованием. Начинают пользоваться суффиксами, обозначающими человека по его профессии. Сейчас ребенок образует формы слов по похожему образцу, используя те же грамматические признаки. Иногда это может получаться неправильно: больно – больнее, звонко – «звончее». В речи малышей остается все меньше ошибок, связанных со словоизменением существительных и глаголов. Но если ошибка допущена, после подсказки взрослого ребенок быстро усваивает правильный вариант: пол – полы, озеро – «озеры» – озёра. Овладение грамматическим построением предложений поможет детям говорить правильно, избегая речевых ошибок.
Связна речь:
После 4 лет у детей кроме ситуативной развивается контекстная речь. Еще возможны непоследовательное изложение событий и пересказ с помощью вопросов или подсказок взрослых. К 5 годам без дополнительной помощи ребенок может составить связный пересказ из нескольких десятков предложений, причем в их числе уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. В этом возрасте формируется внутренняя, планирующая функция речи – она становится средством планирования и регуляции внутреннего поведения ребенка. С этого времени речь постепенно превращается в полноценный рассказ. Кроме того, ребенок все активнее пользуется коммуникативной функцией речи – использует ее для разнообразного общения с окружающими. Он может переспрашивать, возражать, уточнять, аргументированно отвечать на вопросы. Освоение связной речи – важный фактор успешности в дальнейшем обучении ребенка.
Речевой (фонематический) слух:
Дети этой возрастной группы различают звуки разной артикуляции (например, [а] и [р]), отмечают ошибки произношения не только у окружающих, но и у самих себя. Изменяют интонацию, тембр голоса при выразительном пересказе. Могут отличать гласные звуки от согласных, твердые от мягких, шипящие от свистящих. Способны не только определить, есть ли конкретный звук в слове, но и где именно он находится (в начале, середине, конце слова). Развитие фонематического слуха позволяет произносить слова правильно, а затем так же правильно воспроизводить их на письме.
Произношение:
В норме к концу 5-го года у дошкольника должны исчезнуть все неточности и трудности звукоизвлечения. Возможно, ребенок будет произносить средние звуки между [с] и [ш], [з] и [ж], если овладел ими недавно. Иногда дети в этом возрасте не выговаривают [р]. В 5 лет эта проблема уже требует коррекции логопеда.
Итак, пятилетний ребенок должен говорить выразительно, связно, используя богатый словарь и разнообразные синтаксические конструкции, практически без речевых ошибок, произнося все звуки чисто. Над этим и важно работать, вовлекая ребенка в различные лингвистические игры.