Дети подготовительной группы 6 познакомились с историей некоторых деревянных домов Иркутска. Вот такой получился ролик. Спасибо родителям Германа, Кати, Матвея, Насти, Даши Ш., Даши А., Лизы, Максима за оказанную помощь в изготовлении макетов домов с резными окнами и заучивании стихотворения. https://cloud.mail.ru/public/tn8p/AgXu4BfgM
Блог учителя-логопеда Ефремовой Л.В.
Основная информация
— Вы знали, что книги можно не только читать, но и слушать? И картинки в книгах могут быть говорящими? В кабинете учителя-логопеда есть интересное пособие «Говорящая ручка», с помощью которой дети могут не только слушать сказки, но и отвечать на вопросы, а так же озвучивать картинки. Сегодня русские народные сказки слушали:
Даша К https://cloud.mail.ru/public/HbV6/Tzd2FUuDD
Соня З. https://cloud.mail.ru/public/JCVs/bTowp6aWy
Памятка для родителей по выполнению с детьми звуко-буквенного анализа слова
В старшем дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с буквами, овладевают навыком чтения. Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, родителям следует помнить, что:
Слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных букв (звуков), например: ма-ли-на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласных звука.
Слова состоят из звуков.
Звук — то, что мы слышим и произносим.
Буква — то, что пишем и читаем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО), если находятся: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я — А. Ю — У, Е — Э, Ё — О (берёза, мяч). Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.
Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р
Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р.
Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ.
Остальные согласные звуки образуют пары:
Б В Г Д Ж З — ЗВОНКИЕ
П Ф К Т Ш С — ГЛУХИЕ
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:
согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;
всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;
всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.
Предлагаю родителям речевые упражнения по лексическим темам «Зима», «Зимние виды спорта», «Зимние забавы» для расширения активного словарного запаса детей, развитию грамматических категорий и развитию способности к словообразованию и словоизменению.
Дидактическая игра “Скажи, какой”
Зима (какая?) — белая, вьюжная, холодная, суровая, снежная, морозная...
Лед (какой?) — холодный, прозрачный, скользкий, гладкий, зеркальный, бугристый, темный, голубой, тонкий, толстый, прочный, ломкий, твердый, хрупкий…
Погода (какая?) — холодная, морозная, вьюжная, ветреная, студеная, снежная, зимняя…
Снежинка (какая?) — маленькая, легкая, нежная, пушистая, белая, холодная, ломкая, хрупкая, узорчатая, лучистая, игольчатая, кружевная, резная…
Иней (какой?) — серебристый, белый, колкий, колючий, острый…
Ветер (какой?) — колючий, порывистый, сильный, ураганный, холодный, злой…
Метель (какая?) -…
Снег (какой?) — …
День (какой?) — …
Какое слово не подходит?
мороз, морозный, моросит, заморозил.
Упражнение «До — между — после».
Какой месяц перед январем?
Какой месяц после января?
Какой месяц между февралем и декабрем? И т.д.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Мороз – морозец. (Снеговик, ветер, зима, лёд, метель, солнце, снежинка, холод, холодный, студеный, теплый)
Дидактическая игра «Посчитай до 5»
Один снежок, два снежка, …, пять …
Одна морозная ночь, две морозные ночи, …, пять ….
Одна теплая варежка, две теплые варежки, …, пять….
Дидактическая игра «Из чего — какой?»
Горка из снега (какая?) — снежная.
Дорожка изо льда (какая?) — ...
Погода с морозом (какая?) — …
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Летом дни жаркие, а зимой — холодные. Летом небо светлое, а зимой — ...
Летом день длинный, а зимой — … Летом солнце светит ярко, а зимой — ...
Весной лед на реке тонкий, а зимой — … Снег мягкий, а лед… — ...
Одни сосульки длинные, а другие — ...
Дидактическая игра «Скажи по-другому»
Холод – мороз, стужа Холодный – морозный, ледяной, студеный
Метель – вьюга, буран, пурга
Быстрый – проворный, резвый
Смелый– храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный
Выучить стихотворение наизусть:
«Дело было в январе» А. Барто Дело было в январе, Стояла ёлка на горе, А возле этой ёлки Бродили злые волки. Вот как-то раз, Ночной порой, Когда в лесу так тихо, Встречают волка под горой Зайчата и зайчиха. | Кому охота в Новый год Попасться в лапы волку! Зайчата бросились вперёд И прыгнули на ёлку. Они прижали ушки, Повисли, как игрушки. Десять маленьких зайчат Висят на ёлке и молчат — Обманули волка. Дело было в январе, — Подумал он, что на горе Украшенная ёлка. |
Тема: Зимние виды спорта.
Дидактическая игра «Один – много»
один конькобежец – много …
один фигурист – много …
один саночник – саночников…
одна новая клюшка – …
один хоккеист – много …
одна пара коньков – много пар…
один спортсмен – горнолыжник –….
один спортсмен – много …
один спортивный комплекс – …
Упражнение «Почему так назван?»
Конькобежец — потому что бегает на коньках,
саночник — …
лыжник — …
сноубордист — …
хоккеист — …
фигурист — ...
Упражнение «Кому что нужно?»
Лыжи нужны… (лыжнику)
клюшка нужна — …
коньки нужны — …
санки нужны — …
сноуборд нужен — …
шайба нужна — ...
Дидактическая игра «Посчитай до 5»
одна шайба – две …, пять … одна пара лыж – две …, пять …
один хоккеист – два…, пять … один фигурист – два …, пять …
одна клюшка – две …, пять … одна золотая медаль – две…, пять …
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Вдох—выдох
подъем—спуск
польза—вред
сильный—слабый
смелый—робкий
быстрый—медленный
трудно—легко
высоко—низко
плохо—хорошо
побеждать—проигрывать
спускаться—подниматься
Упражнение «Что делают спортсмены?
саночник (катается на санках);
лыжник (катается на лыжах);
хоккеист (играет в хоккей);
фигурист (занимается фигурным катанием)
сноубордист (катается на сноуборде)
Тема: Зимние забавы
Дидактическая игра «Один — много»
один сугроб — много сугробов одна снежинка — много снежинок
одна сосулька — много сосулек одна лыжа — много лыж
одни санки — много санок одна гора – много гор
Дидактическая игра «Посчитай до 5»
Одна высокая гора, две высокие горы, …, пять …
Одна пара новых коньков, две …, …, пять… .
Один крепкий снежок, два …,…, пять…
Один крутой спуск, два…, …, пять … .
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
высокая гора – низкая гора лед колкий, а снег …
пологий спуск – крутой лед в ноябре еще тонкий, а январе уже…
новые коньки — … тонкий лед хрупкий, а толстый …
большой каток — … лед бугристый -…
Дидактическая игра «Что лишнее?»
коньки, сани, лыжи, роликовые коньки;
зима, весна, декабрь, лето;
лед, снег, дождь, иней.
Подберите нужное слово.
катаемся на …(санках, лыжах, коньках)
лепим …(снеговика, снежную бабу)
спускаемся с …(горы)
поднимаемся на …(горку, фуникулере)
скользим по …(льду)
играем в …(снежки)