«История становления города Иркутска»
Вся страна и, наверное, весь мир ассоциирует Иркутск с Байкалом и Ангарой, но, удивительно, называется этот город не Байкальск и не Ангарск (хотя эти города есть в Иркутской области). Его имя дано ему по названию реки, о существовании которой за пределами области мало кто догадывается.
В 1661 казаки под руководством Якова Похабова заложили острог на берегу реки Иркут, впадающей в Ангару.
«В нынешнем 169 (1661) году июля в шестой день против Иркута реки на верхоленской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю… Изволил острог поставить и тут место самое лучшее, угожее для пашень и скотной выпуск и сенные покосы и рыбные ловли все близко…» — писал в своем донесении енисейскому воеводе Яков Похабов.
В 1667 на первой известной карте Сибири Иркутск был обозначен как зимовьё.
В 1670 «Иркуцкий» острог «погнил и развалился врознь». Поэтому в тревожное время негде поместиться «служилым и ясачным людям и пашенным крестьянам с женами и с детьми», — сказано в челобитной служилого человека Андрея Барнешлева. Новую острожную крепость пришлось строить наспех днем и ночью. В результате площадь, занятая острогом, значительно расширилась.
Через три года проезжающие с удивлением отмечали, что стал острог «строением зело хорош». Здесь появились башни, которые использовали как оборонительные и как жилые помещения, а также амбары, избы и храм. Жилища, окружавшие его, также охранялись стеной, называемой палисадом.
1673 На реке Кая построена государственная мельница – первое промышленное сооружение Прибайкалья.
1686 В Иркутске учинено самостоятельное воеводство, чем он фактически приравнен к городу.
1686 Иркутский острог возведен в ранг города и пожалован своей печатью, ему присваивают герб. К тому времени он вырастает до центра обширного земледельческого края, куда «садили на землю» пашенных крестьян с семьями, отводя им земляные наделы и покосы. Для обзаведения хозяйством крестьяне получали от казны соху, коней, телегу, домашний скот и птицу. Хлеб был основой всей экономики, им снабжались казаки и промышленники, шедшие дальше на восток в поиске новых земель.
1700 Издано распоряжение о прииске золотых, серебряных, медных и иных руд по всему пространству России и, в частности, в Сибири. С этого года области начнут появляться первые копи, рудники.
1704 В Иркутской крепости построена приказная изба – первая каменная постройка города.
1787 Торжественно открыта в Иркутске городская Дума.
1825 Население Иркутска – 14411 человек, каменных домов – 56, деревянных – 1673, учебных заведений – 3, фабрик и заводов в губернии – 42. К этому времени Иркутск занимает первое место в Сибири по количеству купцов (136, каменных домов, училищ, городских садов – их в Иркутске было 16.
1851 Иркутску присваивается титул «столица Сибири» всеми, кто пишет о нем.
1890 Июнь. В Иркутске по пути на Сахалин остановился А. П. Чехов. В своих «Письмах из Сибири» назвал Иркутск «интеллигентным городом».
1891 17 мая царь Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской магистрали, изменившей всю жизнь в Сибири.
1898 16 августа в Иркутск прибыл первый поезд.
1926 15 января началось регулярное автобусное движение по городу Иркутску.
1928 В области началось движение за ликвидацию безграмотности.
1929 Открыта почтовая воздушная линия Иркутск – Москва, самая длинная для того времени авиатрасса в мире – 4500 км.
1930 Ликвидированы округа и создан Восточно-Сибирский край с центром в Иркутске.
28 марта 1930 подписан правительственный приказ о строительстве в Иркутске авиазавода.
1936 Построен первый мост через Ангару
Если Иркутск – «середина земли», то старый его мост через Ангару – своеобразная визитная карточка города. Мост – самое востребованное и известное строение в городе. Стремительно растущий поток транспорта ежедневно создаёт перед ним огромные пробки, в которых, каждый иркутянин простоял в общей сложности не меньше недели.
У старого моста своя предыстория. В 1891 году в Иркутске был сооружён первый (понтонный) мост через Ангару. И стало это настоящим событием, приуроченным к проезду через наш город цесаревича Николая — в будущем последнего императора России. К началу ХХ века существовали уже две понтонные переправы – верхняя и нижняя, но транспортную проблему растущего города они всё равно не решили.
Можно сказать, что первый железобетонный мост через Ангару, автором проекта которого был инженер П. Н. Поликарпов, а архитектором – И. А. Француз, уникален сам по себе. Его общая длина – 818 метров, ширина – 18 метров; средние пролёты над водой возвышаются на 80 метров, что позволяет судам свободно под ним проходить.
Завершённый строительством в 1936 году, он единственный в Советском Союзе имел такие пролёты, двустороннюю трамвайную колею с возможным прохождением по трамвайным путям одного большегрузного товарного вагона одновременно с автогужевым транспортом и пешеходами.
История финансирования строительства Ангарского моста также уникальна, как и само его строительство. Была высказана идея построить на собранные деньги мост. Идею поддержали. В Иркутском банке был открыт текущий счет, куда предприятия, организации, учебные заведения и отдельные граждане вносили деньги на постройку моста.
Когда 6 ноября 1936 года мост был торжественно открыт, это стало настоящим праздничным событием для горожан, во всю свою длину и ширину он был переполнен людьми.
1947 3 августа в Иркутске пущен первый трамвай по маршруту «Центральный рынок – вокзал».
1950 21 января принято решение о начале строительства Иркутской ГЭС.
1957 31 декабря в Иркутске вышла первая телепередача.
1970 Иркутск признан историческим городом и включен в число заповедных российских городов, в которых сохраняется старинная планировка и застройка.