«У моего ребенка нет друзей»: что делать родителям детей дошкольного возраста…
Частый повод обращения родителей к психологу- «почему ребенок ни с кем не дружит?».
Друзья и дружба — важные аспекты социально-личностного развития ребенка. Представления детей о дружбе проходят ряд стадий.
На первой, характерной для детей 5–7 лет, друзья — это те, с кем ребенок играет, кого видит чаще всего: соседи по дому, сверстники из группы детского сада, с которыми он вместе гуляет, делится игрушками, сладостями. В этот период дружеские связи неустойчивы и недолговечны, они легко возникают и легко прерываются. У ребенка еще нет постоянных друзей. Так, пятилетний ребенок на вопрос: «Кто твой друг?» отвечает: «Вчера я играл с Петей — он мой друг. А сегодня он не пришел в детский сад, наверно заболел. Теперь у меня друг Алеша, я с ним играю в конструктор».
В отечественной психологии исследования дружбы между детьми соотносят с младшим школьным и подростковым возрастом. Применительно к раннему и дошкольному возрасту проводились исследования развития общения и становления аффективных связей ребенка со сверстниками.
Какие проблемы в общении со сверстниками возникают
у детей 3-7 лет
Поводы для обращения к психологу родителей детей дошкольного возраста (3–7 лет):
ребенок не умеет играть со сверстником, постоянные ссоры из-за игрушек, обиды, не умеет учитывать мнение другого (3–4 года);
ребенок «зависит» от похвалы взрослого, не доволен тем, что хвалят сверстника, а не его, конкурирует с детьми (4–6 лет);
не умеет дружить («дружит то с одним, то с другим»), конфликтует с лучшим другом (6–7 лет).
Причины, из-за которых у детей дошкольного возраста могут быть проблемы в развитии общения со сверстниками:
- ребенок 3–4 лет не умеет удовлетворять потребность в общении со сверстником — не стремится к эмоциональному взаимодействию, соучастию в забавах и самовыражении;
- ребенок 4–6 лет не умеет вступать в ситуативно-деловое сотрудничество (распределять игровые роли и функции, учитывать действия и воздействия партнера, организовывать совместную деятельность), не может удовлетворить потребность в уважении и признании со стороны сверстника;
- ребенок 6–7 лет не может общаться в ситуациях, не опосредованных предметами и действиями с ними, а также внеситуативно — на фоне игры или продуктивной деятельности.
Каковы нормативные особенности и формы общения дошкольников со сверстниками
Особенности общения детей 3–7 лет:
большое разнообразие коммуникативных действий;яркая эмоциональная насыщенность;нестандартность и оригинальность взаимодействияВ дошкольном возрасте потребность в общении со сверстниками — одна из главных. В обществе сверстников дети проявляют свою индивидуальность, самовыражаются.Родители не всегда осведомлены о нормативных различиях общения ребенка со сверстником и взрослым. Часто они предъявляют претензии к своему ребенку по поводу слишком бурного проявления эмоций, кривляния, подражания «плохому поведению» сверстника. По их мнению, это свидетельствует о том, что ребенок не умеет общаться и дружить с другими детьми.
Нормативные особенности характерны для общения детей дошкольного возраста:
большое разнообразие коммуникативных действий, не свойственных для общения со взрослым — так, ребенок может навязывать свою волю сверстнику, спорить с ним, требовать, успокаивать в случае необходимости и т. д.;
яркая эмоциональная насыщенность — у дошкольника проявляется в 9–10 раз больше экспрессивно-мимических выражений (по сравнению с общением со взрослым), которые отражают разнообразные эмоциональные состояния — от ярости до сочувствия и сопереживания;
нестандартность и оригинальность взаимодействия — в общении со взрослыми дети, как правило, придерживаются общепринятых норм поведения, при контакте со сверстниками используют разнообразные движения и действия (принимают странные позы, подражают и передразнивают друг друга, подпрыгивают, придумывают разные звукосочетания и т. п.).
Факторы способствующие возникновению избирательных предпочтений в дошкольном возрасте, с кем дети предпочитают играть, кого выбирают в друзья.
Избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые удовлетворяют их потребность в общении. Содержание общения ребенка со сверстниками меняется на протяжении дошкольного возраста в зависимости от его формы.
В рамках эмоционально-практического общения это потребность в самовыражении, эмоциональном взаимодействии со сверстником. Ситуативно-деловой форме общения соответствует потребность в сотрудничестве с другим ребенком в игре и продуктивной деятельности. Для внеситуативно-деловой формы характерна потребность в признании и уважении сверстника сверстником. Она реализуется в рамках «чистого общения», в играх с правилами и совместной деятельности.
Формы общения ребенка со сверстниками на протяжении дошкольного периода:
3–4 года — эмоционально-практическое общение, которое основано на подражании и эмоциональном заражении детей. Дети хотят привлечь к себе внимание и вызвать эмоциональный отклик партнера, они создают общее настроение и начинают чувствовать взаимную общность. Эмоционально-практическое общение по своему содержанию и средствам ситуативно, зависит от конкретных условий. Привнесение в ситуацию общения новой игрушки вызывает у детей стремление завладеть ею, и взаимодействие разрушается.
4–6 лет — ситуативно-деловое общение. Это период интенсивного развития сюжетно-ролевой игры. Игра коллективная, дети хотят играть вместе, а не в одиночку. В игре они занимаются общим делом, им приходится согласовывать свои действия и учитывать инициативу партнера, чтобы достигнуть общего результата. В этом возрасте потребность в сотрудничестве — главная для общения детей.
Большую значимость приобретает потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Если партнер по игре не обращает внимания на ребенка, тот может выразить обиду или недовольство. Появляется конкуренция за похвалу взрослого, ребенок постоянно сравнивает, противопоставляет себя сверстнику, соревнуется с ним.
6–7 лет — внеситуативно-деловое общение. Увеличивается число внеситуативных контактов. Дошкольники могут рассказывать, чем они занимались, что нового увидели, делиться своими предпочтениями, давать оценки поступкам других людей.
Общение может выступать как «чистое общение» — не опосредованное предметами и действиями с ними. В то же время внеситуативное общение происходит и на фоне игры с правилами или продуктивной деятельности (подготовка к игре, обсуждение правил, хода игры, результатов).
Формируется личностное отношение к сверстнику, который становится предпочитаемым партнером по совместной деятельности. Это отношение выражается в том, что у детей проявляется бескорыстное желание помочь другу, сделать ему подарок, уступить в чем-либо.
Бескорыстное желание помочь ребенку, безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия свидетельствуют о том, что сверстник начинает выступать для ребенка как самоценная личность.
В 6–7 лет между детьми возможны бурные ссоры, конфликты, обиды. Дружеские связи и предпочтения еще неустойчивы и недолговечны.
Какие условия необходимы для развития общения детей 3–7 лет
Родителям детей в возрасте от 3 до 4 лет рекомендуем специально создавать условия для общения со сверстниками (на прогулке, дома, на даче и др.), побуждать интерес, формировать положительный образ другого ребенка, привлекать внимание к его качествам, способностям, умениям. Для этого можно организовывать с ребенком и его сверстниками совместные игры (сюжетно-ролевые, спортивные, дидактические), обсуждать с ним способности, умения, успехи сверстников, положительно оценивать участие самого ребенка в игре и общении с другими детьми. Не следует ограничивать эмоциональное взаимодействие детей, естественный шум, инициативные действия, речевые проявления. Все это развивает творческую инициативу ребенка, позволяет ему получить положительные эмоции, удовольствие от общения, помогает установить контакты, подружиться.
Также рекомендуйте родителям организовывать игры с куклами (кукольный театр), где взрослый и ребенок от лица кукол будут разыгрывать различные ситуации, в которых нужно делиться игрушками (у мишки много игрушек, а у зайки ни одной); учитывать мнение другого (зайка хочет пойти гулять, а мишка — читать книжку). Задача ребенка — найти выход из затруднительной ситуации. Взрослый помогает в случае необходимости.
Родителям детей от 4 до 6 лет рекомендуем поощрять сюжетно-ролевые игры. Для этого они должны:
выделять время для свободной игры детей;
иметь соответствующие наборы игрушек;
выступать на начальном этапе игры организатором, а если необходимо — то партнером (например, сыграть роль бабушки, которая по условиям игры приехала в гости);
вовлекать в игру других детей;
помогать при распределении ролей, разработке сюжета, поиске предметов-заместителей и т. д.
В ходе игры родители могут научить ребенка учитывать желания и интересы партнера, разрешать конфликты, сотрудничать, согласовывать свои действия с действиями сверстника. Например, в случае конфликта, когда дети не могут договориться о развитии сюжета, взрослый может предложить обсудить мнение каждого участника игры, найти компромисс, помочь учесть интересы каждого и продолжить игру.
Родители должны понимать, что конкуренция между детьми за похвалу взрослого — закономерность развития. Однако необходимо учить ребенка радоваться не только своим достижениям, но и видеть успехи другого. Например, в играх с правилами взрослый может показать ребенку положительный пример: проявлять радость, когда партнер получает дополнительный ход, и огорчение — при пропуске хода.
Родителям детей от 6 до 7 лет рекомендуем поощрять общение ребенка с предпочитаемым сверстником, которого он называет своим другом (приглашать на совместную прогулку, в кино, в гости и др.). Полезно обсудить, чем ему нравится его друг, что они вместе делают, в какие игры играют, в каких случаях ребенок сердится или обижается на своего друга. Это поможет ему разобраться в своих предпочтениях, чувствах, расширит представления о другом ребенке, положительных и отрицательных личностных качествах, межличностных отношениях.
Важно развивать у ребенка умение понимать эмоции и переживания другого, учить проявлять сочувствие, сопереживание человеку, который обижен или расстроен. Для этого при совместном чтении литературы, просмотре мультфильмов нужно обсуждать с ребенком чувства и переживания героев, причины их возникновения, возможности проявить сочувствие и помощь. Например, при просмотре мультфильма «Ну, погоди!» можно задать ребенку следующие вопросы:
Кто из персонажей добрый, кто — злой? В чем это проявляется?
Хочет ли волк на самом деле поймать зайца, как можно их подружить?
На примере приключений Незнайки и его друзей можно обсудить:
Почему Незнайка часто ссорится со своим лучшим другом Гвоздиком?
Что нужно сделать, чтобы они лучше понимали друг друга, не обижались, не конфликтовали?
Вне зависимости от возраста детей объясните родителям: важное условие развития позитивных отношений ребенка со сверстниками, установления дружеских связей с другими детьми — позитивные и гармоничные детско-родительские отношения. С уважением, педагог – психолог Кубешева Татьяна Владимировна.