Полноценному воспитанию ребенка способствует труд.
Хозяйственно-бытовой труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. Участвуя в хозяйственно-бытовом труде, дошкольник приобретает важные качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность.
Назначаются дежурные по занятиям. Они умеют готовить столы и готовить материалы для занятий в соответствии с содержанием, убирать их на место, поддерживать порядок в шкафах с игрушками, материалами и пособиями.
Дежурные знают и умеют как сервировать стол к завтраку обеду, полднику и ужину.
Бригадный труд организовывается и при мытье игрушек, вытирании пыли на полочках, стирки кукольного белья и другого хозяйственного — бытового труда.
Дети данного возраста с удовольствием обучаются заправлять кроватки. Вначале с помощью помощника воспитателя, а затем самостоятельно.
В семье, как и в детском саду должны быть созданы оптимальные условия для того, чтобы воспитательные возможности этого вида труда были полностью использованы. Детей необходимо приучать не только к хозяйственному труду, но и сохранению и поддержанию чистоты инвентаря, приведению его в порядок после работы.
Виды работ хозяйственно – бытового труда, которые могут выполнять дети старшего дошкольного возраста
1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).
2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.
4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.
5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.
8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.
9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.
Необходимо также учитывать особенности нервной системы дошкольника и его физические возможности: давать ему задания соответствующей трудности, вовремя приходить на помощь. Воспитание ответственности способствует обсуждение в семейном кругу того, как ребенок трудился, что у него хорошо получилось, что не удалось и почему.
Если дети своевременно не получают необходимой помощи при возникающих трудностях, то они могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых – оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата.
Хозяйственно-бытовой труд приучает ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично. Привычка к порядку и чистоте поможет будущему первокласснику быстро усвоить правила аккуратного обращения с учебниками, сохранения порядка в процессе выполнения домашних заданий по окончании учебной работы.