Игры на развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов
Блог учителя-логопеда Бережной Д.А.
1. «Спой начало».
Узнавание и выделение гласного в начале слова: уулица — У.
2. «Назови конец».
Выделение согласного звука в конце слова: кот — Т.
3. «Перечисли звуки».
Полный звуковой анализ обратных слогов: АМ — А, М; обязательным является правильное называние согласного звука, без добавления «э» — мм, не «мэ».
4. «Соедини вместе».
Синтез обратных слогов: О, П — ОП.
5. «Назови начало».
Выделение согласного в начале слова: сссоки — С.
6. «Скажи быстро».
Синтез прямого слога: С, А — СА.
7. «Назови звуки».
Анализ прямого слога: СА — С, А.
8. «Что поём?»
Выделение гласного в середине односложных слов: сооок — О.
9. «Назови по порядку».
Полный звуковой анализ слова: рак — Р, А, К.
10. «Чем похожи слова?»
Мак, рак, так, сок, лук — в конце слов звук К; сани, сом, сук — в начале слов С; коза, розы, возы — в середине слов 3.
11. «Синий — красный».
Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б — синюю, И — красную и др.
12. «Найди красный домик».
Дети получают по две схемы: из двух и трёх клеток и красные фишки; взрослый называет слова типа ам, му, сок, а ребёнок закрывает красной фишкой на схеме определённую клетку — гласный звук.
13. «Найди синий домик».
Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом — Д, М; только заданный согласный, например, М в словах: ум, мы, дом, мох.
14. «Напишем правильно».
Ребёнок составляет слово из фишек, например, сок: синяя фишка обозначает звук С, красная — О, ещё синяя — К, все фишки ставятся под картинкой, затем слово прочитывается.
15. «Чего не стало?»
После составления слова типа дым ребёнка просят закрыть глаза, в это время одну фишку убирают и спрашивают малыша: «Какой звук убежал?» После отгадывания фишку возвращают на место, затем убирается другая фишка.
16. «Где домик?»
Определение позиции изучаемого звука в слове.
Дети получают по три карточки из трёх клеток с синими (красными, зелёными) квадратиками в начале, в середине и в конце. В ответ на слово с изучаемым звуком в начале слова ребёнок показывает первую карточку, со звуком в середине — вторую и в конце — третью.
17. «Наведи порядок».
Картинки распределяются на три стопки в соответствии с позицией заданного звука: лампа, белка, мел — Л в начале, в середине, в конце слова.
18. «Поющий конец».
Выделение гласного в конце слова: водааа — А.
19. «Сколько раз поём?»
Сколько раз открываем рот, столько раз и поём гласные звуки.
20. «Раз пою — слог говорю».
Определение слога: в каждом слоге обязательно есть гласный звук. Вывод: в слове бывает столько слогов, сколько гласных звуков.