психогимнастика для детей старшей группы
Блог учителя-логопеда Бережной Д.А.
Уважаемые родители! В свете последних событий, в условиях самоизоляции, мы чувствуем, что устали от ограниченного пространства, отсутствия контактов с друзьями, знакомыми, невозможности совершать свободные передвижения. Накапливается усталость, истощаемость, и как следствие мы становимся более уязвимыми при стрессовых ситуациях. Это мы взрослые, а что же говорить о наших детях, которые живут в постоянном движении? В данных условиях у большинства детей наблюдается чрезмерная утомляемость, истощаемость, непоседливость, неврозы, вспышки агрессии и капризы.
Между телом и психикой человека, его сознанием существуют весьма сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей.
В предлагаемые комплексы включены не только игры и упражнения, развивающие память, внимание, но и такие нетрадиционные методы, как вводная медитация, спонтанный танец, релаксация.
Они помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.
Танцевальные упражнения
Непринужденно и выразительно двигаться в соответствии с характером и темпом музыки, менять движения в согласовании с музыкальными фразами. Ходить торжественно, празднично, мягко, плавно.
Ритмично перескакивать с ноги на ногу. Выполнять шаг польки; с притопом; приставной шаг с приседанием. Совершать плавные движения руками, хлопки в различном ритме. Участвовать в плясках и хороводах.
Релаксация
Дети ложатся на пол и слушают шум моря. Вы спокойным, негромким голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которого можно рассмотреть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, необычных диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных, добродушных дельфинов. Затем пауза. На счет родителя (1, 2, 3) дети «просыпаются» и встают.
Упражнение «Хрустальная вода»
Присесть, набрать пригоршни «воды», поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя «воду», часто подпрыгивая на месте и произнося громко и радостно продолжительный звук «и-и-и».
Упражнения на расслабление и напряжение мышц
«На берегу моря»
Игра с песком (мышцы рук)
набрать в руку воображаемый песок, сжать, «чтобы не высыпалось ни песчинки», потихоньку высыпать песок на колени. Стряхнуть последние песчинки с кистей, опустить расслабленные руки.
Повторить игру 2-3 раза.
Игра с муравьём (мышцы ног)
На пальцы залез муравей. Потянуть носки ног на себя, ноги напряжены, прямые. С силой стряхнуть муравья с пальцев ног.
Повторить игру 2-3 раза.
Солнышко и тучка (мышцы туловища)
Солнышко зашло за тучку, стало холодно. Сжаться в комок, подрожать. Стало жарко – расслабиться, солнышко разморило.
Повторить игру 2-3 раза.
В уши попала вода (мышцы шеи)
Мы купались, в уши попала вода. Ритмично покачивая головой, вытряхивать воду из одного, потом из другого уха.
Повторить игру 2-3 раза.
Лицо загорает (мышцы лица)
Лицо загорает – расслабить мышцы лица. Прилетела птичка – сильно сжать зубы, улетела – расслабить лицо, прилетела – прогонять губами, не открывая глаз. Принять удобную позу – спать хочется.
Повторить игру 2-3 раза.
Что слышно?
Предлагается детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
Будь внимателен
Дети танцуют под любую музыку. Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» — как бы ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы»бегать, раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.
Подвижная игра «Море волнуется»
Участники игры занимают обручи малого диаметра (каждый ребенок свой обруч, разложенные на расстоянии 1 м друг от друга. Водящий проходит между играющими, останавливается около кого-нибудь и говорит: «Море волнуется». Тот встает и идет за ним. Так все играющие по очереди уходят со своих мест. Водящий уводит детей, взявшихся за руки, как можно дальше от обручей. После слов водящего (или воспитателя) «Море спокойно! » все опускают руки и бегут занимать какой-либо обруч. Тот, кто остается без него, становится водящим. Игра повторяется 3-4 раза.
Игра «Сделай, как я». Это довольное простое задание вызывает море эмоций у детей. Они с удовольствием будут изображать лисичек, медведей, обезьянок и других животных.
Игра «Урожай». Ребенок должен изобразить как он подготовает землю для посадки семян и саженцев: взрыхлить почву и постоянно поливать ее. Затем выбрать себе какой-либо овощ или фрукт и изобразить, как он начинает расти.
Виртуальный шарик. Игры по психогимнастике для малышей можно разнообразить этой забавой. Детям предлагается представить себе шарик, а затем при помощи рук они должны «перекидывать» его друг другу, сопровождая свои движения улыбкой.
Упражнения для эмоционального общения:
1.Игра «Покажи меня». Дети в этом возрасте любят копировать все то, что они видят. Однако следует развивать у них более широкое восприятие окружающего мира. Можно предложить им без слов изобразить, как улыбаются мама, добрая фея и прекрасная принцесса (хмурятся тучки, строгие доктора и волны на море; злятся непослушные или обиженные дети; пугаются трусливые зайцы и кошки при виде собак).
2.Игра «Изобрази героев». Для выражения своих чувств ребенок должен научиться их правильно демонстрировать. Своим подопечным необходимо предложить изобразить без слов предоставленные им ситуации. В качестве примера можно привести следующий эпизод из всем известной сказки. Красная Шапочка бежит по лесу к своей бабушке (радость), по пути ей встречается множество лесных жителей (любопытство и улыбка). Вдруг девочка увидела волка (испуг) и т.д. При эмоциональном восприятии сказки дети должны использовать не только мимику, но и двигаться.
Упражнения для наблюдения за поведением и поступками человека:
Игра в мяч. Во время данного развлечения необходимо участникам группы предложить такие варианты оценки героя: Баба-Яга — добрая, Колобок — глупый, Лиса — хитрая и т.д. При этом следует помнить, что малыши должны четко знать, о ком идет речь. В случае согласия с утверждением ребенку нужно поймать мяч, показывая при помощи мимики и жестов свою реакцию на озвученный персонаж.
Работа над стихами. Во время выполнения этого упражнения детям предлагается в случае хорошего поведения главного героя похлопать в ладоши и покружиться вокруг себя. Если персонаж ведет себя плохо, то эмоции разрешается выражать любым удобным для ребенка способом. За основу лучше всего взять легкие для восприятия малышей четверостишия типа «Зайку бросила хозяйка», «Я люблю свою лошадку» или «Уронили мишку на пол».