Развитие речи у детей с ОНР,через реализацию трудовых навыков в домашних условиях

Блог учителя-логопеда Бережной Д.А.

Развитие речи у детей с ОНР,через реализацию трудовых навыков в домашних условиях

В современном обществе проблема нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения является актуальной. В настоящее время престиж рабочих профессий, востребованных в обществе, утрачивается. Снижено ценностное отношение к труду. Именно поэтому важно уже в  дошкольном возрасте целенаправленно знакомить детей с профессиональной деятельностью человека, формировать интерес к труду, уважительное отношение к людям труда. Необходимо в детях воспитывать трудолюбие, стремление к созидательной деятельности, самостоятельности, бережное отношение к продуктам труда, умение и желание работать в коллективе и для коллектива на уровне своих возрастных особенностей. 

Трудовое воспитание должно  осуществляется одновременно в нескольких аспектах: 

1. Дети получают представление о самообслуживании;

2. Участвуют в хозяйственно-бытовом труде и труде в природе;

3. Учатся  мастерить сами (ручной труд), 

4. Узнают о труде других.

При привитии детям навыков самообслуживания надо целенаправленно и систематически развивать определенные умения: умывание, раздевание, одевание, устранение неполадок в своем внешнем виде, бережное отношение к одежде и обуви. Одновременно с развитием этих умений проводится словарная работа. Обогащаем словарь 

Дети умываются- называем предметы гигиены и части лица. Обращаем внимание детей на изменение смысла слова с помощью суффиксов или приставок при образовании новой формы: мылить, намылить, мылится; мыть,  помыть, вымыть, смыть, перемыть и т.д.

Ребенок собирается на прогулку — Названия частей тела, одежды, обуви, головных уборов активизируются при сборах на прогулку и после нее.надевать, одевать, снимать, стаскивать, стягивать, одеваться, раздеваться, наряжаться, обуваться, завязывать, развязывать, класть, ставить, вешать, раскладывать, складывать, перекладывать и т.д. Создаем условия детям для использования этих слов в предложениях во время самообслуживания.Обращаем внимание на свойства и состояние предметов: грязный — чистый, запачканный, мокрый — сухой, влажный, отглаженный – мятый, намыленный и др.

При самообслуживании детей обязательно уделяем внимание развитию глагольного словаря, уточняем значение слов и упражняемся в словообразовании. 

Не менее важную роль в развитии речи детей играет хозяйственно-бытовой труд. Сюда входят помощь родителям. Это и сервировка стола, уборка посуды после еды, уборка кроватей, уборка комнаты, и т.д. В процессе реализации трудовых навыков одновременно отрабатывается трудовая лексика. 

1.  При сервировке стола в процессе беседы с детьми нужно вводить в их речь названия столовой посуды и другие предметы сервировки, продуктов питания (названия блюд и их составляющие). Используем в это же время игры на словообразование названий посуды: для сахара – сахарница, для хлеба — хлебница, для масла – масленка и т.д. Также образуем слова-признаки из существительных при игре «Какое получится блюдо из…?»: каша из пшена – пшенная, каша из гороха – гороховая, суп из картофеля – картофельный и т.д. Дети должны составлять правильные фразы, используя правильные глаголы в зависимости от действий, которые они производят: накрываем, расставляем, ставим, переставляем, раскладываем, расправляем, 

 2. При уборке постелей надо вырабатывать у детей умение в правильной последовательности складывать одеяло, застилать покрывало, ставить подушку и т.д. Заодно закрепляем названия постельного белья, частей кровати, ориентировку в пространстве (левый верхний угол подушки, нижний правый угол матраца). Во время этой работы вводим в лексику детей слова: застелил, расстелил, расправил, заправил, поправил, выправил,  разгладил, встряхнул, взбил и т.д. 

3. Во время уборки игрушек в  комнате, ребенок должен  озвучивать вам  свои действия и строят предложения, активно используя предлоги (Я поставил мотоцикл на полку. Я положила куклу в коляску. Я поставил грузовик под этажерку и т.д.). 

4. Труд в природе также в значительной мере способствует развитию речи детей. Например, во время работы во дворе  ребенок  должен подметать или расчищать территорию, помогать убирать  мусор,  научиться выбирать необходимый для работы инвентарь, правильно им пользоваться. 

В это же время дети обогащают свою речь словами-названиями инструментов (грабли, метла, лопаты, лейки …), спецодежды (перчатки, фартуки и т.д.), словами-действиями (мести, сметать, заметать, подметать, выметать, лить, поливать, рыхлить, пропалывать, прореживать и т.д.) 

4. При уходе за комнатными растениями, наряду с привитием умений поливать, рыхлить землю, протирать листочки, надо отрабатывать правильность использования падежных окончаний существительных, прилагательных и глаголов. Вводите в лексику детей слова: растения, садовые, комнатные, стебель, лист, цветок, корень, лепесток, поливать, опрыскивать, ухаживать и др.

 При выполнении всех этих работ создавайте  ситуации, способствующие разговору ребенка с вами  на конкретные темы в конкретных условиях, связанных с трудовой деятельностью. Коммуникативная функция речи, таким образом, осуществляется в непринужденной обстановке, но на заданную тему. 

Во время совместного изготовления, каких либо поделок называйте  материал, из которого изготавливается поделка, инструменты труда, рассказывайте  о назначении изготавливаемого предмета, описывайте  ход своей работы. Дети учатся различать предметы по форме, цвету, величине, материалу, тактильным ощущениям и пр., таким образом, составляются несложные описательные рассказы.

Проведение всех указанных мероприятий служит благоприятной основой для развития речи детей, а также способствует их нравственно-трудовому воспитанию.


Указана неверная ссылка
13:13
293
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!