Развитие речи у детей с ОНР,через реализацию трудовых навыков в домашних условиях
Блог учителя-логопеда Бережной Д.А.
В современном обществе проблема нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения является актуальной. В настоящее время престиж рабочих профессий, востребованных в обществе, утрачивается. Снижено ценностное отношение к труду. Именно поэтому важно уже в дошкольном возрасте целенаправленно знакомить детей с профессиональной деятельностью человека, формировать интерес к труду, уважительное отношение к людям труда. Необходимо в детях воспитывать трудолюбие, стремление к созидательной деятельности, самостоятельности, бережное отношение к продуктам труда, умение и желание работать в коллективе и для коллектива на уровне своих возрастных особенностей.
Трудовое воспитание должно осуществляется одновременно в нескольких аспектах:
1. Дети получают представление о самообслуживании;
2. Участвуют в хозяйственно-бытовом труде и труде в природе;
3. Учатся мастерить сами (ручной труд),
4. Узнают о труде других.
При привитии детям навыков самообслуживания надо целенаправленно и систематически развивать определенные умения: умывание, раздевание, одевание, устранение неполадок в своем внешнем виде, бережное отношение к одежде и обуви. Одновременно с развитием этих умений проводится словарная работа. Обогащаем словарь
Дети умываются- называем предметы гигиены и части лица. Обращаем внимание детей на изменение смысла слова с помощью суффиксов или приставок при образовании новой формы: мылить, намылить, мылится; мыть, помыть, вымыть, смыть, перемыть и т.д.
Ребенок собирается на прогулку — Названия частей тела, одежды, обуви, головных уборов активизируются при сборах на прогулку и после нее.надевать, одевать, снимать, стаскивать, стягивать, одеваться, раздеваться, наряжаться, обуваться, завязывать, развязывать, класть, ставить, вешать, раскладывать, складывать, перекладывать и т.д. Создаем условия детям для использования этих слов в предложениях во время самообслуживания.Обращаем внимание на свойства и состояние предметов: грязный — чистый, запачканный, мокрый — сухой, влажный, отглаженный – мятый, намыленный и др.
При самообслуживании детей обязательно уделяем внимание развитию глагольного словаря, уточняем значение слов и упражняемся в словообразовании.
Не менее важную роль в развитии речи детей играет хозяйственно-бытовой труд. Сюда входят помощь родителям. Это и сервировка стола, уборка посуды после еды, уборка кроватей, уборка комнаты, и т.д. В процессе реализации трудовых навыков одновременно отрабатывается трудовая лексика.
1. При сервировке стола в процессе беседы с детьми нужно вводить в их речь названия столовой посуды и другие предметы сервировки, продуктов питания (названия блюд и их составляющие). Используем в это же время игры на словообразование названий посуды: для сахара – сахарница, для хлеба — хлебница, для масла – масленка и т.д. Также образуем слова-признаки из существительных при игре «Какое получится блюдо из…?»: каша из пшена – пшенная, каша из гороха – гороховая, суп из картофеля – картофельный и т.д. Дети должны составлять правильные фразы, используя правильные глаголы в зависимости от действий, которые они производят: накрываем, расставляем, ставим, переставляем, раскладываем, расправляем,
2. При уборке постелей надо вырабатывать у детей умение в правильной последовательности складывать одеяло, застилать покрывало, ставить подушку и т.д. Заодно закрепляем названия постельного белья, частей кровати, ориентировку в пространстве (левый верхний угол подушки, нижний правый угол матраца). Во время этой работы вводим в лексику детей слова: застелил, расстелил, расправил, заправил, поправил, выправил, разгладил, встряхнул, взбил и т.д.
3. Во время уборки игрушек в комнате, ребенок должен озвучивать вам свои действия и строят предложения, активно используя предлоги (Я поставил мотоцикл на полку. Я положила куклу в коляску. Я поставил грузовик под этажерку и т.д.).
4. Труд в природе также в значительной мере способствует развитию речи детей. Например, во время работы во дворе ребенок должен подметать или расчищать территорию, помогать убирать мусор, научиться выбирать необходимый для работы инвентарь, правильно им пользоваться.
В это же время дети обогащают свою речь словами-названиями инструментов (грабли, метла, лопаты, лейки …), спецодежды (перчатки, фартуки и т.д.), словами-действиями (мести, сметать, заметать, подметать, выметать, лить, поливать, рыхлить, пропалывать, прореживать и т.д.)
4. При уходе за комнатными растениями, наряду с привитием умений поливать, рыхлить землю, протирать листочки, надо отрабатывать правильность использования падежных окончаний существительных, прилагательных и глаголов. Вводите в лексику детей слова: растения, садовые, комнатные, стебель, лист, цветок, корень, лепесток, поливать, опрыскивать, ухаживать и др.
При выполнении всех этих работ создавайте ситуации, способствующие разговору ребенка с вами на конкретные темы в конкретных условиях, связанных с трудовой деятельностью. Коммуникативная функция речи, таким образом, осуществляется в непринужденной обстановке, но на заданную тему.
Во время совместного изготовления, каких либо поделок называйте материал, из которого изготавливается поделка, инструменты труда, рассказывайте о назначении изготавливаемого предмета, описывайте ход своей работы. Дети учатся различать предметы по форме, цвету, величине, материалу, тактильным ощущениям и пр., таким образом, составляются несложные описательные рассказы.
Проведение всех указанных мероприятий служит благоприятной основой для развития речи детей, а также способствует их нравственно-трудовому воспитанию.