Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников
Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Последнее – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства. Особенно актуальна эта проблема для детей с нарушениями речи на занятиях с учителем — логопедом.
В предыдущих постах предлагались игры, которые способствуют постепенному развитию фонематических процессов. Эти игры шли в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умения ребенка различать неречевые звуки. Затем для развития слуха, т.е. умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.
Задачей данного этапа является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа. Игры, предлагаемые на этом этапе, подбираются по принципу «от простого к сложному». Сначала учим детей определять наличие /отсутствие звука в слове, затем первый звук, последний и т.д. Можно использовать такие игры как «Прочитай по первым буквам», «Поймай звук».
Затем дети должны научиться определять позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце. Обозначать можно хлопками, выкладывать бусинки, счетные палочки, природные материалы и т.д. Можно предложить такие игры, как «Где живет звук?», «Домики для звуков» и т.д.
Ребенок учится определять количество звуков в слове, анализируя звуко – буквенный состав (согласный – гласный; твердый согласный – мягкий согласный и т.д.) На занятиях по автоматизации поставленных звуков дошкольники определяют позицию заданного звука в слове.
Следующая операция: деление слов на слоги (различными кинестетическими способами): отхлопывание ладошками, контроль правой рукой за опускаемым подбородком и т.д.
Умение делить слова на слоги сыграет свою положительную роль при отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку; ребенок не “потеряет” ни одной буквы при чтении и письме, т.к. он приучен выделять в слове все звуки: от первого до последнего.
Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи при обучении в школе.
Главная роль в развитии способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у ребенка трудности с речью. Позволю напомнить, что даже самые серьезные нарушения речи устранимы, если грамотно, с терпением и любовью заниматься с малышом.